Фото: ТАСС

Город пятого поколения. Мировой опыт внедрения технологии 5G

Без связи 5G городам сложно стать умными. "ДП" исследовал мировой опыт внедрения технологии.

По прогнозам ООН, к 2050 году в мегаполисах будет жить 68% населения Земли. Чем быстрее растут города, тем сильнее потребность в технологиях, которые сделают их удобнее. Дроны, контролирующие качество воздуха, умные ливневки, которые предотвращают затопление улиц, приложения для бронирования парковочных мест — для всего этого нужен 5G.

Связать клиента. На рынок мобильной связи вслед за Тинькофф Банком и Сбербанком вышел ВТБ

Связать клиента. На рынок мобильной связи вслед за Тинькофф Банком и Сбербанком вышел ВТБ

6102
Евгений Петров

Полет нормальный

Главное отличие 5G — высокая скорость передачи данных. Если у 4G пропускная способность составляет 1 Гбит/с, то у сети пятого поколения она вырастает до 20–30 Гбит/с. При этом задержка сигнала — не больше 0,004 секунды.

Это значит, что даже самые тяжелые файлы, включая видео в 12К (это в 48,5 раза больше, чем Full HD), можно будет отправлять, скачивать и смотреть в режиме реального времени. Это должно порадовать не столько киноманов, сколько, например, экологов, которые смогут контролировать состояние окружающей среды с помощью видео, снятых дронами.

Такая система, например, уже используется в Рижском свободном порту. "Мы находимся в центре города и поэтому особенно тщательно следим за состоянием воздуха и воды. Для этого мы используем дроны", — говорит Денис Бычков, менеджер IT–проектов Рижского свободного порта.

Беспилотник оборудован спектральными камерами, которые сканируют окружающую среду на предмет загрязнения. И если раньше дрон сначала делал снимки, а потом возвращался на базу, где их анализировали с помощью специальных программ, то теперь, когда в Латвии в тестовом режиме запустили 5G, передача и обработка данных происходит онлайн.

"Это достаточно дорогое решение. В зависимости от самого дрона, камер, которые на него установлены, и того, должен ли мониторинг вестись только днем или днем и ночью, цена может варьироваться от 30 тыс. до 100 тыс. евро", — говорит Денис Бычков.

Беспилотники могут также использоваться для контроля за лесными пожарами и другими ЧП. А камеры, установленные на личном транспорте, помогут отслеживать состояние дорог. "Есть большое количество автобусов и грузовиков, которые ездят по всей стране, и если на них установить камеру и подключить их к 5G, то можно получать информацию о состоянии дорог в режиме реального времени", — говорит Ингмарс Пукис, вице–президент компании LMT (латвийский сотовый оператор).

Проблемы со связью. Оператор областного правительства "Ладога Телеком" начал банкротство

Проблемы со связью. Оператор областного правительства "Ладога Телеком" начал банкротство

3659
Алексей Кумачев

Революция датчиков

Для развития умных городов важна не только скорость передачи данных, но и то, сколько устройств могут одновременно работать в сети. В случае с 5G это до миллиона подключений на квадратный километр, что в 10 раз больше, чем у 4G. Это ключевой показатель для развития интернета вещей (IoT).

По оценкам исследовательской компании MarketsandMarkets, объем IoT на рынке умных городов в 2018 году составил $79,5 млрд. К 2023 году этот показатель вырастет до $220 млрд, в том числе за счет внедрения интеллектуальных систем для управления городской инфраструктурой.

Такие решения уже есть на рынке. Часть из них представили на форуме 5G Techritory, который проходил в Риге. Например, компания LMT показала свои разработки в сфере умного освещения, совмещенного с интернетом вещей.

На уличные фонари устанавливаются датчики движения, которые при этом объединяются в одну беспроводную сеть. "По умолчанию ночью лампы работают не на полную мощность. Однако, когда кто–то подходит к месту, где стоит фонарь, датчик на нем регистрирует движение и отправляет сообщение на сервер. Это активирует другие лампы, и освещение загорается сразу на всей улице, — говорит Екабс Гроскауфманис, руководитель проектов по развитию 5G компании LMT. — Если сравнивать с обычными лампами накаливания, это помогает снизить расходы на уличное освещение на 75%".

Такие фонари уже установлены в некоторых районах Риги. Кроме того, подобные решения работают в Буэнос–Айресе, Мадриде и Роттердаме.

Второе решение, которое LMT представила на форуме, — это датчики, которые устанавливаются в дождевую канализацию. Они мониторят уровень воды и, если он поднимается до критической отметки, предупреждают коммунальные службы об угрозе затопления улиц.

Сенсоры также реагируют на мусор, который попадает в коллектор, и, если он забивается, отправляют уведомление о необходимости очистки. Сами датчики потребляют достаточно мало энергии, что позволяет им работать на одном заряде до 10 лет.

Сервисы–невидимки

Подключенные к 5G сенсоры облегчат жизнь и автомобилистам, которым не нужно будет тратить время на поиск парковки возле дома или работы. Водители смогут заранее посмотреть и забронировать себе место в специальном приложении, как это делают в индийском городе Ньютаун.

Решение разработал латвийский стартап Parkdroid. Они создали магнитные датчики, которые устанавливаются на парковках и реагируют на металл. Когда машина занимает какое–то место, сенсор отправляет соответствующий сигнал в приложение. В результате, когда водитель подъезжает к стоянке, он уже точно знает, есть ли там свободные места и где они находятся. Если это платная парковка, то ее можно также оплатить в приложении.

Цена одного такого датчика — от 70 до 80 евро (в зависимости от модели). И, судя по опыту Ньютауна, окупаются они достаточно быстро: за день платные парковки приносят городу около 20 тыс. рупий, или 250 евро.

"С развитием системы vehicle–to–everything, которая позволяет автомобилям обмениваться данными с другими объектами дорожной инфраструктуры, например знаками, разметкой или светофорами, использование подобных датчиков может выйти на новый уровень, — говорит Рудольфс Гедра, основатель Parkdroid. — Представьте, что вы сели в машину, вбили в навигаторе нужный адрес, а он не просто показал вам маршрут, но и сразу определил и забронировал ближайшую к этому месту парковку. Конечно, такие системы появятся не скоро, но теоретически это уже возможно".

В целом большинство 5G–решений остаются визуально незаметными для конечного потребителя. "Это не беспилотные автомобили, на которых люди могли бы прокатиться, датчики заметить намного сложнее. Поэтому в ближайшее время с помощью 5G будут развиваться так называемые сервисы–невидимки, — говорит Екабс Гроскауфманис. — Но мы увидим результат, будь то экономия бюджетных денег на уличное освещение или экономия нашего времени на поиск парковки".

Многие из существующих решений для умного города могут работать и на 4G, и на LTE. Но у 5G есть то, чего нет у других сетей. Во–первых, это очень высокая пропускная способность, с помощью которой передавать и обрабатывать данные со всех камер наблюдения в городе можно будет в режиме реального времени. Это, например, позволит управлять пробками на дороге. Во–вторых, практически полное отсутствие задержки при передаче данных. Без этого беспилотные машины не смогут спокойно ездить по дорогам общего пользования. В–третьих, межмашинное взаимодействие, которое с 5G достигнет невероятных масштабов. В него будет вовлечено огромное количество недорогих датчиков с низким энергопотреблением и долгим сроком службы батареи, которые можно будет установить практически везде. Я считаю, что развитие 5G приведет к более тесному взаимодействию предпринимателей и органов власти, что в конечном счете сделает города привлекательнее с точки зрения ведения бизнеса. Если местные администрации упростят доступ к инфраструктуре, к тем же уличным фонарям, например, чтобы на них можно было поставить датчики движения, и не будут просить за это тысячи евро, то компании с большей охотой будут предлагать свои решения по оптимизации затрат. Быть 5G–friendly городом выгодно и с точки зрения инвестиций, и с точки зрения рынка труда. По нашим подсчетам, благодаря развитию 5G в Стокгольме появится 9 тысяч новых рабочих мест, и не только в телекоме, но и, например, в строительстве. Ведь кто–то должен будет устанавливать станции, готовить для них площадки. Для телеком–компаний замена 4G или LTE на 5G не означает, что им придется создать новую инфраструктуру с нуля. Да, им придется что–то достроить, но в целом они могут использовать уже имеющиеся станции.
Сами Луукконен
Сами Луукконен
старший управляющий директор по коммуникациям, медиа и технологиям Accenture
Елена Васильева Все статьи автора
18 декабря 2019, 09:16 653
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама