Трансграничные войны. Как снижение порога беспошлинного ввоза товаров повлияет на рынок

Автор фото: vostock-photo

Минфин снова вернулся к идее еще большего снижения порога беспошлинного ввоза покупок из зарубежных интернет-магазинов. Ведомство предлагает снизить этот порог до 100 евро с июля 2020 года, затем до 50 евро в 2021 году и, наконец, до 20 евро с января 2022 года. Предложение было поддержано премьер-министром Дмитрием Медведевым.

Мнения игроков рынка e-commerce и экспертов разделились. Для одних снижение порога — это возможность победить конкуренцию с крупными иностранными маркетплейсами, которые не облагаются НДС и таможенным сбором. Другие же считают, что российские покупатели даже с наличием пошлин все равно продолжат заказывать товары из-за рубежа по причине их низкой стоимости. При этом у стандартного российского покупателя останется меньше свободных денежных средств, которые он тратил на внутреннем рынке. Подробнее — в материале dp.ru.

Сервис против цены

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и Сбербанка, в 2018–2019 годах резко изменилось соотношение трансграничного и внутреннего e-commerce. Доля покупок за рубежом сократилась в общем объеме рынка на 6% и, по последним подсчетам, занимает теперь 30,1%. По прогнозируемым подсчетам, объем внутреннего рынка e-commerce по итогам 2019 года составит 1,4 млрд рублей, а трансграничного — 0,6 млрд. Общий рост рынка российской электронной коммерции, по оценке АКИТ, в среднем из года в год составляет 20%.
Больше всего россияне покупают в зарубежных интернет-магазинах цифровую и бытовую технику, а также одежду и обувь. Огромная доля покупок в иностранных интернет-магазинах приходится на Китай (92%), но при этом в денежном выражении китайские товары только вдвое превышают товары из европейских онлайн-магазинов.
Автор: АКИТ и "Сбербанк"
Однако глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов сомневается в корректности данных АКИТ и считает их оценку роста рынка во много раз завышенной.
"При этом на эти данные опирается в своих решениях Минфин. Доля трансграничной торговли никогда не была существенной, начиная с 2014 года она колеблется в районе $3 млрд. Иногда она становится чуть меньше, в какие-то годы она составляла $2,9 млрд, в прошлом году было $3,2 млрд, а в этом году $3,3 млрд. Эти колебания связаны с тем, что на фоне увеличения количества посылок в штуках уменьшился средний чек покупки. В 2015 году средний чек составлял примерно $39, но сейчас средний чек составляет $7. При этом прирост количества покупок значительный, в некоторые годы он составлял даже 70–80%. Поэтому мы имеем ситуацию, что если внутренний e-commerce немного подрастает, то трансграничный колеблется вокруг одних и тех же значений. Поэтому я считаю, что каких-то крупных и значимых скачков на рынке все это время не происходило", — отметил эксперт.
Иванов подчеркнул, что снижение беспошлинного порога ничего не изменит для зарубежных интернет-магазинов, поскольку российские покупатели продолжат совершать в них покупки даже с пошлинами. "Потому что разница в стоимости товаров с пошлинами в 15% не сравнится с разницей в стоимости в 300–400%, как это порой встречается на нашем внутреннем офлайн-рынке", — добавил он.
Собеседник dp.ru считает, что если раньше у российских покупателей оставалось больше денег после покупок в зарубежных интернет-магазинах за счет низкой стоимости товаров и они тратили эти свободные деньги на внутреннем рынке на тех же российских маркетплейсах и в обычных офлайн-магазинах, то теперь этих свободных денег не будет. Поэтому низкий беспошлинный порог также плохо отразится на российском ретейле.
Автор: "Яндекс.Маркет" и Gfk
"Также я думаю, что для российского e-commerce низкий беспошлинный порог тоже не принесет никакой существенной пользы. Вся суть конкуренции между трансграничкой и внутренним рынком — в потребности потребителей в качественном сервисе. Если некоторые покупатели ради экономии готовы ждать посылки месяцами, то они так же продолжат покупать на зарубежных маркетплейсах. А вот потребители, которым уже важны качество сервиса и быстрота доставки, приобретают товары в российских онлайн-магазинах — Ozon, Wildberries, "Беру". Успех этих вышеперечисленных проектов заключается в том, что они усердно работают и стараются улучшать свой сервис, завоевывая тем самым покупателя, а конкуренция с зарубежными магазинами их не так волнует. Именно таким образом тому же Wildberries удалось занять практически половину рынка российского e-commerce", — рассказал эксперт.
По данным исследования "Яндекс.Маркета" и Gfk, доля российских покупателей, которые совершают покупки только в российских интернет-магазинах, продолжает снижаться. Так, в 2019 году 42% потребителей заказали товары из Китая, 21% — в отечественных магазинах и 22% — в онлайн-магазинах из других стран. При этом трансграничная торговля, по их оценке, продолжает расти. Так, количество покупок из Китая в 2019 году выросло на 3%, на такой же процент выросли покупки из других стран. При этом интерес российских потребителей к отечественным онлайн-магазинам тоже растет: в 2019 году количество тех, кто приобрел товары на российских сайтах, выросло на 2%.

Конкуренты без НДС

Управляющий партнер ГК "220 Вольт"Алексей Федоров придерживается другого мнения и оценивает снижение пошлинного порога позитивно. Он подчеркнул, что инициатором этого понижения стала АКИТ, потому что законодательство заметно устарело и теперь не отвечает вызовам новых реалий трансграничной торговли.
"Важно отметить, что этот рынок показывает прирост более чем 30% в год, а регулирование было адаптировано под времена и покупателей, которые выписывали товары с помощью каталогов. Глобализация и доступность интернета привели к тому, что возможность выбрать, оплатить и доставить товар от производителя к покупателю достигается элементарным набором действий. И с первого взгляда тенденции кажутся позитивными. Но все не так просто. Пробелы в налоговом и таможенном законодательстве ставят российский бизнес в неконкурентные условия, в свою очередь, создают барьеры для развития не только отечественной торговли, но и производства", — рассказал он "ДП".
Федоров подчеркнул, что на сегодняшний день товары, заказанные в зарубежных интернет-магазинах, не облагаются НДС и таможенным сбором, в то время как те же товары, ввезенные бизнес-структурами, этими налогами обременены. Эксперт считает, что снижение порога беспошлинной торговли будет незаметно для рядового покупателя, поскольку средняя стоимость интернет-покупки составляет менее 1 тыс. рублей. При этом принятые меры прежде всего окажут влияние на нелегальные закупки, когда люди приобретают товары на зарубежных маркетплейсах, чтобы затем их перепродавать по более высокой цене.
"То есть основное ожидание от закона — контроль коммерческого оборота. Важно отметить, что регулируется только стоимость одной покупки, а количество таких покупок не ограничено, поэтому не скажется на простых потребителях. По статистике, более 90% трансграничных покупок — это низкокачественные дешевые товары, которые не имеют сертификатов безопасности даже тех стран, на территории которых они производятся, и это особенно актуально для детских товаров. Поэтому снижение беспошлинного порога не только создаст равные условия для российского бизнес-сообщества, но и поможет сформировать требования к безопасности и гарантийным обязательствам", — рассказал эксперт.

Прощай, экономия

Больше всех против снижения беспошлинного порога выступают зарубежные маркетплейсы. Многие из них обращают внимание на пример США, где этот порог, наоборот, повысили в 2016 году с $200 до $800, что сыграло на руку американским покупателям.
"Еще большее снижение беспошлинного порога в первую очередь отразится на потребителях, которые не смогут сэкономить на покупках по более доступным ценам на зарубежных площадках. Такое изменение снизит темп развития рынка e-commerce в России, который по большому счету только начал зарождаться, и даст несоизмеримое преимущество местным компаниям перед иностранными", — считает Илья Кретов, генеральный директор eBay в России, Израиле и на развивающихся рынках Европы.
Кретов добавил, что локальные российские игроки и так уже сейчас имеют больше возможностей — например, они могут в кратчайшие сроки доставлять товары, совершать быстрый возврат покупок.
"Сторонники снижения порога часто ссылаются на опыт стран Западной Европы, где он также низок, однако слепо равняться на них нельзя, как и сравнивать российский и западноевропейский рынки e-commerce. Если взять ту же Германию, то доля e-commerce от общего рынка там измеряется двузначными цифрами, в России же она очень мала. Кроме того, данное нововведение может привести к развитию "серого" импортного рынка и снижению качества продукции, как, например, это произошло в Белоруссии", — отметил представитель eBay.
На другой крупнейшей зарубежной онлайн-площадке полагают, что больше всех от подобной инициативы пострадает "Почта России". Снижение порога беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, по их мнению, точно никак не отразится на крупных площадках трансграничной торговли.
"По данным "Почты России", около 93% посылок имеют ценность менее 100 евро — плюс при таких вводных может возникнуть монополия со стороны традиционного ретейла и российских интернет-магазинов — эффект на заработке Минфина неочевиден, а вот социальные последствия очевидны: различия в ценах на одни позиции достигают 300%. Плюс больше 60% товаров российских марок — это иностранные и привезенные бренды. 30 млн россиян, наиболее социально незащищенных, с доходами ниже прожиточного минимума, потеряют доступ к товарам повседневного пользования по доступным для них ценам", — рассказали игроки рынка.
Также они добавили, что в международной практике существуют примеры повышения порога беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, продиктованные необходимостью защитить социально необеспеченные слои населения, а также стимулировать внутренний спрос.
"Например, Белоруссия с января 2020 года повышает порог беспошлинного ввоза с 22 до 200 евро. США в 2016 году повысили порог беспошлинного ввоза на товары для личного пользования с $200 до $800. Такая мера, возможно, сильно ударит по бизнесу "Почты России": именно трансграничные потоки являются основной статьей ее доходов", — заключили представители маркетплейса.