Некомплект для ремонта. В Госдуму внесены важные поправки к закону "Об объектах культурного наследия"

Автор фото: Vostock-Photo
Они позволяют ремонтировать памятники без полного комплекта документов, а также пополнять список объектов культурного наследия без проведения экспертизы.
Федеральные чиновники полагают, что ныне требования к разрешительной документации на работы по сохранению памятников избыточны. Законопроект предусматривает, что получение от уполномоченного органа охраны (например, от КГИОП) задания на работы, согласования проекта и, наконец, разрешения будет необходимо только для реставрации и приспособления памятника. Поскольку эти работы, как отмечается в пояснительной записке, считаются "фундаментальными".

Содержательно и культурно

Если поправки к закону будут приняты, для консервации объектов культурного наследия, противоаварийных работ и "работ по ремонту памятника" ("поддержанию в эксплуатационном состоянии без изменения предмета охраны") будет достаточно одного только разрешения уполномоченного органа охраны. Не потребуется для такого вмешательства ни согласования рабочей документации, ни проведения историко–культурной экспертизы (правда, только в том случае, если не затрагивается предмет охраны памятника). Сегодня экспертизу требуется проводить по любому поводу, например для установки в здании–памятнике видеонаблюдения.
В федеральным законе появится новый вид работ — "по содержанию объектов культурного наследия". Такие работы проводятся непосредственно на объекте и не затрагивают его облика (а также предмета охраны). В их рамках собственники смогут поддерживать памятники в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии без разрешения органа охраны. Также они смогут привлекать для содержания памятников организации, не имеющие лицензии на деятельность по сохранению объектов культурного наследия.

Без экспертиз никак

Градозащитники, однако, опасаются, что такая инициатива осложнит для них контроль за законностью работ, проводимых на памятниках, а также помешает отслеживать планируемые работы, поскольку экспертизы находятся в публичном доступе и их можно затребовать, тогда как проектная документация является собственностью того, кто заказал ее разработку. Добавим, что и по запросам СМИ органы власти обычно сообщают основные параметры проекта, но сам проект не предоставляют.
Кроме того, градозащитников настораживает, что формулировки новой редакции закона довольно размыты.

Постановка и только

Между тем в некоторых случаях требования к охране памятников, наоборот, ужесточаются. Запрещается реставрация объекта культурного наследия до утверждения его предмета охраны (вводится требование о необходимости разработки предмета в составе проекта реставрации). Кроме того, вводится упрощенный — без проведения экспертизы — порядок включения выявленных памятников в единый реестр (но почему–то только как объектов муниципального или регионального значения), поскольку их ценность уже установлена "в ходе работ по выявлению". Ранее аналогичную поправку к федеральному закону предлагал и КГИОП (см. "ДП" № 64 от 07.05.2019). Комитет, правда, хотел и снимать здания с охраны без проведения экспертизы (а не только повышать их в статусе). Но эта инициатива была раскритикована общественностью. КГИОП, в отличие от правительства, не может сам подавать законы в Госдуму, и его поправки, насколько известно, туда пока не дошли. Очевидно, они были учтены в федеральном законопроекте. Этот документ находится на рассмотрении в комитете Госдумы по культуре. Когда состоится его первое чтение, пока не известно.

Устройства не готовы

Ранее, в августе, правительство внесло в Госдуму еще один законопроект с поправками к закону "Об объектах культурного наследия…". Он вводит запрет на установку на фасадах зданий–памятников кондиционеров, спутниковых антенн и других "технических устройств", если фасад относится к предмету охраны. Оговаривается, что запрет не распространяется на устройства охраны и сигнализации. Комитет Госдумы по культуре поддержал законопроект в целом, но отметил, что понятие "технические устройства" законодательством не определено и нуждается в уточнении. Также из поля зрения документа выпадают здания–памятники, предмет охраны которых не определен. Законопроект собирались рассмотреть в ноябре, но на момент подготовки материала первое чтение еще не состоялось. Существующая ныне в законе формулировка (запрещается менять облик здания–памятника) из–за неконкретности дает местным властям возможность для маневра. В частности, сейчас в Петербурге в ряде случаев разрешено устанавливать кондиционеры со стороны двора. "КГИОП считает категорически недопустимым размещение блоков кондиционеров на лицевых фасадах, а также со стороны дворовых фасадов, имеющих насыщенную отделку или своеобразную архитектонику и композицию", — сообщила "ДП" официальный представитель комитета Ксения Черепанова.