Предвоенная форма. "Артдокфест–2019" в Петербурге

Автор фото: Кинопоиск
Маски сброшены. Наконец–то крупнейший фестиваль и конкурс документального кино на русском языке признал, что дела решаются не в Москве, а в Риге, где в последние годы показываются все (а не только избежавшие разнообразных запретов) картины конкурса. Там–то конкурс и смотрит жюри, там выносит вердикты. В 2019 году имена победителей не стали умалчивать до окончания российской части "Артдокфеста", а объявили сразу. И это правильно: вместо искусственно создаваемой интриги зритель фокусируется на интриге естественной.
Каждый фестиваль — своего рода гадание, только не о будущем, а о прошлом. Режиссеры, как правило, дают на фестиваль фильмы, задуманные, скажем, в позапрошлом, а снятые в прошлом году. То есть о том, что именно тогда (и, может быть, уже не сейчас) волновало и вдохновляло. Видны ли общие тенденции? В наши стремительные времена оглянуться даже на недавнее прошлое — все равно что предпринять историческое исследование: тем "Артдокфест" и интересен внимательному зрителю. Помимо хорошего и разнообразного документального кино, разумеется.
Особенно удобно заниматься самодеятельной ретро–социологией в Петербурге. В Москве "Артдокфест" — гигантский концерн, в скоплении его конкурсных и внеконкурсных программ можно затеряться, как в космосе. В петербургском "Англетере" показывают "сухой остаток": конкурс (в этом году — 18 картин из 21, все, что разрешено к демонстрации в России) и несколько самых ярких внеконкурсных лент. И вот что из этого получается…
Откроется петербургский "Артдокфест" 6 декабря фильмом "Бессмертный" — победителем фестиваля петербурженки Ксении Охапкиной (получившим также гран–при на кинофестивале в Карловых Варах и выдвинутым на "Оскар" от Эстонии, где Ксения работала над фильмом). Снимался он в Апатитах, его герои — дети, состоящие в патриотическом движении "Юнармия" и посещающие танцевальный кружок. Патриотическое воспитание как средство доставки неотрефлексированного, "игрушечного" и оттого тем более устрашающего милитаризма в каждый дом оказалось в центре сразу нескольких сильных картин. Это основная тема фильмов "Акция" Андрея Суховея (о нашумевшем в свое время поезде с сирийскими "трофеями", прокатившемся по всей России, 7 декабря в 19:00) и "Уездный город Е" Дмитрия Боголюбова (с девочкой в военной форме в одной из главных ролей, 7 декабря в 21:15). К ним эдак "от противного" примыкает белорусская история дедушки — любителя проводить уроки мужества в школах — и его внука–стриптизера ("Стриптиз и война" Андрея Кутило). Парадоксальным образом ту же патриотически–воспитательную тему продолжает документальная комедия Юрия Пивоварова "Секретарь по идеологии" о 16–летнем комсомольце на заре партийной карьеры (оба фильма — 10 декабря в 20:00). Возможно, некий итог будет подведен в фильме Кати Федуловой "Патриот" о самом молодом депутате Госдумы (12 декабря в 19:00). Ну а монументальным эпилогом, конечно же, станет новая картина Сергея Лозницы "Государственные похороны", смонтированная из кадров похорон Сталина (фильм получил спец–упоминание жюри конкурса, он завершит "Артдокфест" в Петербурге 12 декабря в 20:50).
Вторая крупная тема нынешнего фестиваля — дети и подростки вне политики, в их становлении, любви, да и просто в борьбе за жизнь. Главная героиня фильма Елены Ласкари "Где Матрена?" ищет свое место в жизни на пороге 18–летия (8 декабря в 14:45). Французский режиссер Филип Мак Гау ищет любви своей музы Екатерины прямо под камеру в селфи–фильме "Россия по–екатеринински" (8 декабря в 12:10). 14–15–летние подростки влюбляются, ссорятся и мирятся в "Приднестровье" шведки Анны Эборн (8 декабря в 21:15). Десятилетняя Юля обязана побеждать в соревнованиях по фигурному катанию, чтобы вся ее украинская семья смогла получить польское гражданство ("Обязательная программа" Эвы Кохански 6 декабря в 21:10), а семилетнюю Юлю, рожденную в российской тюрьме, делят родная и две приемные матери ("Мама для Юли" Наталии Кадыровой, 10 декабря в 18:00). Заметим, сразу девять российских режиссеров приедут представлять свои фильмы: так, например, у Наталии Кадыровой можно будет спросить, как живет Юля, оставленная режиссером на пороге своего первого класса, сейчас.
Третья тема — третий возраст: 50–летняя женщина в поисках любви и старики в Сибири, Крыму и Азербайджане. Четвертая — как водится — искусство: оно явлено как прием в фильме Ильи Комарова "Карабаш", задано как тема в белорусской ленте Максима Шведа "Чистое искусство" (приз "Артдокфеста" за лучшую режиссуру) и воспето Кириллом Ненашевым в "Ступе" — биографии "последнего орловского панка" Константина Ступина. Даже собакам нашлось место в фестивале: на австро–немецкую ленту "Космические собаки" с размышлениями московских дворняг, озвученными Алексеем Серебряковым, многим следует идти с большим запасом носовых платков (9 декабря, 20:35). Зоозащитников же режиссеры Эльза Кремзер и Левин Петер, полгода снимавшие бродячую стаю и совершенно загипнотизированные ее свободой и независимостью, просят не беспокоиться.