Единство формы и булки. Смольный выберет проект для сквера вне исторического центра

Автор фото: vk.com

Сегодня Смольный должен подвести итоги конкурса на лучшую архитектуру сквера. Эксперимент проводили за пределами исторического центра. От греха подальше.

Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) объявил архитектурный конкурс в начале октября. Формально участникам было предложено "воплотить в малых архитектурных формах свои размышления на тему "Единство формы и пространства". Для приложения творческих сил комитет выделил четыре территории за пределами исторического центра. Ближе всего к центру — Малоохтинский парк возле похожей на чайник высотки банка "Санкт–Петербург". Еще одна зона, в Красногвардейском районе, расположена на ул. Потапова, возле дома 7. Кроме того, скверы на Малой Балканской ул., 54 (так называемый сквер Семьи), и у Лицея искусств на ул. Доблести, 34. Председатель оргкомитета конкурса — главный художник Петербурга Алексей Моор.
В залах на первом этаже Академии художеств выставлено около 60 проектов. В соответствии с правилами большинство работ не подписано, чтобы не отвлекать жюри от оценивания образов и задумок (но некоторые авторы все же подписались).

Семейные ценности

В сквере на Малой Балканской участники по–разному трактовали тему семьи (поскольку рядом роддом). Так, один из конкурсантов спроектировал своего рода соты из "современных многоуровневых деревянных пеньков", которые предлагается использовать и как сиденья, и как небольшие столики. Другой изобразил бронзовое "древо жизни" высотой 2,5 м с массивной склоненной вниз кроной. Третий — гигантскую ромашку, как будто сделанную маленькими детьми из папье–маше.
Семейные ценности, очевидно, вдохновляли и авторов благоустройства сквера на ул. Потапова (у Армашёвского сквера возле реки Лубьи). Одно из предложений предполагает установку "велосипедистов" в виде галочки с кружочками. Впрочем, по замыслу авторов, "композиция представляет собой схематичные образы велосипедистов, складывающихся в силуэт птицы". Сооружение высотой 2,7–3 м ("чтобы нельзя было сломать") и длиной около 4 м должно быть изготовлено из стальной арматуры методом сварки. Не меньше символизма в другом конкурсном предложении, скульптуре "лодка". Самой лодки нет. Остов ее — молодая пара, а парус — ребенок. Он "путешественник, смотрящий вдаль", чей путь только начинается. "Придет время, и он создаст свою "лодку" для путешествия по реке жизни", — гласит аннотация. В роли волн жизни летом — злаки, а зимой — снег.

Газетный авангард

Скомканную газету может напомнить монумент у Лицея искусств на ул. Доблести, а точнее, объемно–пространственная композиция "АвангАРТ". Но она несет патриотизм и гордость за отечественное искусство. По задумке создателей, скульптура "выражает радикальные новаторские течения в русском искусстве первой трети XX века, заложившие фундамент последующих направлений в мировом искусстве" и посвящается 100–летию авангарда. Авторы работы собираются выполнить ее из современных материалов и допускают вращение арт–объекта вокруг вертикальной оси электроприводом с использованием светодинамической установки.
Другой участник предлагает построить в том же сквере "качельный мост": поскольку "Санкт–Петербург всегда славился многообразием своих мостов", то "дополнить многочисленный список можно парковым мостом с качелями" (качели привязаны снизу). Тот же проект предполагает "вежливые фонари", которые металлическими руками снимают шляпы–плафоны и словно раскланиваются, тем самым "гостеприимно встречают всех посетителей и очень хорошо вписываются в благоустройство культурной столицы".

Батоны, они же полки

Один из самый необычных проектов может украсить Лубью. Архитектурная студия "Гуслофт" из Подмосковья предложила поставить здесь нарезной батон. Работа придумана специально для Петербурга, рассказал "ДП" трудившийся над проектом художник (он предпочел сохранить инкогнито).
"Существует традиция кормления уточек хлебом. Но есть проблема: люди часто выбрасывают хлеб, а потом мучаются, что приходится так делать. Затем идут и видят скопление птиц и снова мучаются, что нет хлеба, чтобы их покормить", — комментирует художник. Поэтому и нужно вертикально поставить на берегу реки трехметровый батон, одновременно представляющий собой шкаф. Его прорези станут полочками, где местные жители (а неподалеку расположен жилой квартал) смогут оставлять ненужный хлеб. Соседи, которые хотят покормить уточек, но забыли хлеб дома, смогут брать и использовать стратегические запасы. Это план–минимум. В план–максимум же входит установка на противоположном берегу Лубьи городской булки. Близкая по социальной функции, булка существенно отличается от батона по конфигурации. Прежде всего тем, что она расположится горизонтально. Кроме того, в ней будет только одна прорезь, и она будет лежать ниже. Таким образом, булка поможет покормить птиц самым юным любителям этого занятия. Говорят, правда, что уток хлебом кормить не рекомендуется. Но главное — это доброта. Добавим, что полное название проекта — "Гусь, Карп и Батон" (первые две фигуры планируются деревянными и тоже будут создавать среду для жителей).

Наградят и воплотят

Трех победителей должны наградить сегодня, 28 ноября, в час дня. Между ними разделят призовой фонд 1 млн рублей. За первое место заплатят 500 тыс. рублей, за второе — 300 тыс., бронзовому призеру достанется 200 тыс. рублей.
Сама выставка должна проработать до 7 декабря. После чего проектные материалы должны быть переданы балансодержателям территорий. Как сообщили "ДП" в КГА, победившие проекты планируется претворить в жизнь: "Есть предварительные договоренности".