Ужесточение процедуры закрытия брокерами убыточных позиций на срочном рынке в будущем приведет к росту ликвидности на нем.
Ликвидность срочного рынка Мосбиржи заметно снизилась по сравнению с началом 2018 года. Торговцы деривативами еще полтора года назад резко уменьшили объемы как сделок, так и открытых позиций (см. графики). Это произошло из–за катастрофы на опционном рынке, случившейся 9–11 апреля 2018 года. Тогда из–за введения санкций против ряда российских компаний и бизнесменов упал индекс РТС, и многие продавцы опционов пут понесли настолько значительные потери, что оказались в долгу перед своими брокерами. На срочном рынке биржа предоставляет трейдерам бесплатный финансовый рычаг, требуя резервировать на счете лишь небольшую часть стоимости приобретаемых или продаваемых активов — так называемое гарантийное обеспечение (ГО). У игроков, использующих этот рычаг по максимуму, прибыли и убытки от сделок увеличиваются многократно.
Длительный процесс
Сегодня, 28 ноября, в московском арбитраже должно состояться судебное заседание по иску проигравших трейдеров к брокеру БКС и Московской бирже на сумму 192 млн рублей. Истцы уверены, что в их потерях виноваты не столько их собственная рискованная тактика торговли, сколько неправильные действия посредников. Представитель потерявших деньги трейдеров Илья Коровин считает, что неуклюжие действия биржи по увеличению гарантийного обеспечения в периоды высокой волатильности на срочном рынке и брокеров по закрытию позиций привели не только к катастрофе в апреле 2018 года, но и к ее повторению в декабре того же года, когда нефтяные фьючерсы на Московской бирже обвалились более чем на 10%. Это случилось в день католического Рождества, когда большинство мировых бирж не работали, так что падение котировок произошло только в Москве.
В октябре 2019 года Банк России потребовал от брокерского сообщества разработать более четкие и прозрачные правила принудительного закрытия убыточных позиций трейдеров и закрепить их в стандартах саморегулируемой организации (СРО). В соответствующем письме регулятора, направленном в одну из брокерских СРО, Национальную ассоциацию участников фондового рынка (НАУФОР), упоминаются потери участников рынка, понесенные 9–11 апреля и 25 декабря 2018 года. Причем если декабрьские потери оценены в 1,45 млрд рублей (таков, по оценке ЦБ РФ, объем денег, которые одни участники заработали по окончании торговой сессии, а другие потеряли), то апрельские — более скромно: "Размер убытков отдельных клиентов из–за несвоевременного закрытия позиций брокером превышал 1 млн рублей". На самом деле, по словам Ильи Коровина, речь в некоторых случаях шла о десятках миллионов, а совокупный ущерб от апрельских событий он оценивает в сотни миллионов.
"ДП" задал вопрос Банку России, с чем связана такая запоздалая реакция на события, которые случились много месяцев назад. В ответ пресс–служба регулятора сообщила, что "Банк России в целях объективного и всестороннего анализа изучил широкий спектр вопросов в части риск–менеджмента каждого крупного брокера по отдельности, что является длительным процессом".
В результате анализа ЦБ РФ сформировал целый список из лучших и неудовлетворительных практик и рекомендовал брокерам придерживаться первых при разработке стандартов.
Перекладывание вины
НАУФОР, отвечая на письмо ЦБ РФ, предложила регулятору подключиться к решению задачи по созданию стандартов, разработав "методические рекомендации для брокеров, направленные на обеспечение надлежащего уровня риск–менеджмента в отношении открытых клиентских позиций и определения общих подходов к закрытию позиций клиентов на срочном рынке". В письме НАУФОР содержится намек, что в проблемах трейдеров, случившихся в прошлом году, виноваты не только брокеры, но и биржа. "Одной из причин негативных последствий повышенной волатильности финансового рынка 9–11 апреля 2018 года и 25 декабря 2018 года являлся неоптимальный подход к установлению клиринговой организацией минимальных ограничительных уровней ставок рыночного риска в условиях нестабильной ситуации на финансовом рынке", — считают в ассоциации. Там предлагают "в целях снижения возможности повторения соответствующих негативных последствий не только определить общие подходы к закрытию клиентских позиций брокерами, но и усовершенствовать прозрачность и предсказуемость изменения уровня гарантийного обеспечения на организованном срочном рынке".
На бирже считают претензии трейдеров и брокеров беспочвенными. "Биржа и центральный контрагент используют самые современные подходы и методики риск–менеджмента. Все процедуры и параметры прозрачны, открыты и публичны. Эти правила действуют на рынках биржи уже не один год и позволили российскому рынку успешно пройти все периоды высокой волатильности за последнее десятилетие", — сообщили "ДП" в пресс–службе Московской биржи.
Там объяснили снижение ликвидности на срочном рынке тем, что "по итогам событий в апреле 2018 года брокеры начали более внимательно относиться к размеру обеспечения по опционам на индекс РТС "вне денег" и к доступу частных инвесторов к этим инструментам".
“
Система гарантийного обеспечения биржи должна соотноситься с рыночной волатильностью. С этой точки зрения существующий механизм является объективным и адекватным. Данный подход лучше, чем если бы, когда наблюдается значительное движение цены, биржа останавливала торги и не давала возможности участникам в принципе закрывать позиции. Другое дело ситуация, которая наблюдалась в декабре минувшего года. Тогда был неторговый день на основных площадках, и на фоне негативных новостей была потеряна ликвидность. На мой взгляд, решение проблемы может лежать в подходах к настройке системы управления рисками у биржи и у брокеров в неликвидный период времени.
Роман Горюнов
президент ассоциации "НП РТС"
“
Чтобы нивелировать повторение катастроф 2018 года, нужны четкость и прозрачность правил поднятия ГО биржей и правил по закрытию клиентских позиций брокером. Если это приведет к тому, что ГО будет изначально высоким, то в этом нет ничего страшного, главное, чтобы оно было максимально стабильным. Это, безусловно, приведет к снижению активности гэмблеров (азартных игроков. — Ред.), но это однозначно приведет на рынок более серьезные осторожные деньги (которые по умолчанию всегда большие, чем спекулятивные) и повысит ликвидность.
Илья Коровин
биржевой консультант