Алексей Стрельников Все статьи автора
21 ноября 2019, 07:58 265

Падал прошлогодний рекорд. Порт Выборг сокращает грузооборот

Фото: Интерпресс

В нынешнем году из всех портов Петербурга и области грузооборот снижается только у Выборга.

К концу 2019 года порты Балтийского бассейна демонстрируют положительную динамику грузооборота. По итогам 10 месяцев этот показатель увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 5,2%, до 215,8 млн т, сообщает администрация морских портов Балтийского моря. Больше груза становится в портах Приморск — на 16,7% (51,8 млн т), Усть–Луга — на 7,3% (87,5 млн т), Высоцк — на 5,3% (16,2 млн т), Большой порт Санкт–Петербург — на 1,7% (50 млн т).

Забрать потоки. В Ленобласти к 2022 году может появиться глубоководный порт

Забрать потоки. В Ленобласти к 2022 году может появиться глубоководный порт

4902
Дарья Кильцова

Отрицательную динамику демонстрирует в Петербурге и Ленинградской области лишь порт Выборг. Если сравнивать с показателями прошлого года, то его грузооборот упал на 35%, до 1 млн т. Снижается, в частности, перевалка угля и кокса — на 43% (до 541,7 тыс. т), минеральных удобрений — на 18% (до 364,2 тыс. т), генеральных грузов — на 21% (52,1 тыс. т). Самая радикальная динамика (–71%) — у лесных грузов, на них пришлось лишь 3,2 тыс. т. Правда, в 2 раза (до 11 тыс. т) выросла перевалка руды (2 года назад порт ее вообще не принимал).

Груз пошел лесом

Единственным оператором морского порта Выборг является ООО "Порт Логистик". Генеральный директор компании Ольга Ансберг в разговоре с "ДП" охарактеризовала отрицательные показатели как "соответствующие снижению экспорта аналогичных грузов по России в целом". При этом в стивидорной компании уверены, что к концу декабря смогут вернуться на уровень 2017 года.

Вице–президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Андрей Фролов затруднился назвать причину, по которой снизилась перевалка леса в Выборге. По его словам, экспорт продукции в отрасли в целом по стране в текущем году увеличивается на 5–7%. Так, рост лесного груза в январе–октябре заметили в Большом порту Санкт–Петербург (на 27%) и в порту Усть–Луга (на 30%).

Другие специалисты из отрасли объяснили низкие показатели Выборга невыгодным географическим расположением порта: крупные партии леса "забирают" логистически более привлекательные терминалы на Северо–Западе.

Выборгский порт, обороты которого в основном обеспечиваются перевалкой угля и минудобрений, обречен работать в регионе "на вторых ролях", считает главный редактор Portnews Виталий Чернов. Прошлогодний успех стивидора (1,9 млн т) он объясняет вынужденным простоем конкурента. "Ростерминалуголь" в Усть–Луге на протяжении 2018 года модернизировал вагоноопрокидыватель, поэтому участникам внешнеэкономической деятельности пришлось перераспределять грузопоток на другие пристани.

Метеор на Балтике. Морскую альтернативу "Аллегро" прорабатывают с оператором порта в Выборге

Метеор на Балтике. Морскую альтернативу "Аллегро" прорабатывают с оператором порта в Выборге

6619
Дарья Кильцова

"Выборгу сложно конкурировать как с Петербургом и Усть–Лугой, так и с портами Прибалтики. Скорее, Выборг как порт играет роль запасного игрока: на растущем рынке он берет на себя профицитные объемы, на падающем — не выдерживает конкуренции в силу как худших логистических возможностей, масштаба, меньших глубин у причалов, так и устаревших технологий перевалки, особенно по углю", — говорит он.

При этом руководство ООО "Порт Логистик" видит перспективным развитие пассажирской сферы. Со следующего года в Выборге собираются открыть несколько новых паромных направлений в Финляндию и страны Балтии, а также скоростное сообщение с Приморском и Петербургом. Для этого планируется увеличить количество причалов до четырех и привлечь туристических операторов.

Чехарда с собственниками

Последние 10 лет Выборгский порт находился в кризисной ситуации, которая привела в 2017 году к банкротству стивидорной компании ООО "Портовое оборудование" (принадлежало "Осло Марин Групп"). Финансовые сложности сопровождались конфликтом прежнего руководителя "Осло Марин Групп Портс" Виталия Архангельского с российскими банками, у которых было взято кредитов на 4,5 млрд рублей. Своевременно вернуть деньги не удалось. Узнав о готовящемся аресте, Виталий Архангельский бежал во Францию, где получил политическое убежище.

Большую часть российских "дочек" "Осло Марин Групп" в России признали банкротами. В 2018 году с торгов было реализовано имущество выборгского стивидора — здания, погрузочно–разгрузочное оборудование, а также права аренды на несколько причалов. Приобретателем стало ООО "Порт Логистик".

Но и эту компанию какое–то время связывали с Виталием Архангельским. Несколько лет ею управляли офшоры Artemista Finances Corp. (Британские Виргинские острова), "Прэшэс Стоунс Инвестментс Лтд" (Белиз) и "Урмен Джи Эм Би Эйч" (Маршалловы острова), которые ассоциировались с именем предпринимателя.

С 2017 года головной организацией компании стало ООО "Порт Выборг". Как рассказывал "ДП" (№ 208, 12 декабря 2017 г.), основными бенефициарами считались лица, аффилированные с Промсвязьбанком. Сейчас компания, по данным СПАРК, принадлежит Екатерине Гноенской, Манане Чантуридзе и Ирине Евсегнеевой.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама