Падал прошлогодний рекорд. Порт Выборг сокращает грузооборот

Автор фото: Интерпресс

В нынешнем году из всех портов Петербурга и области грузооборот снижается только у Выборга.

К концу 2019 года порты Балтийского бассейна демонстрируют положительную динамику грузооборота. По итогам 10 месяцев этот показатель увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2018 года на 5,2%, до 215,8 млн т, сообщает администрация морских портов Балтийского моря. Больше груза становится в портах Приморск — на 16,7% (51,8 млн т), Усть–Луга — на 7,3% (87,5 млн т), Высоцк — на 5,3% (16,2 млн т), Большой порт Санкт–Петербург — на 1,7% (50 млн т).
Отрицательную динамику демонстрирует в Петербурге и Ленинградской области лишь порт Выборг. Если сравнивать с показателями прошлого года, то его грузооборот упал на 35%, до 1 млн т. Снижается, в частности, перевалка угля и кокса — на 43% (до 541,7 тыс. т), минеральных удобрений — на 18% (до 364,2 тыс. т), генеральных грузов — на 21% (52,1 тыс. т). Самая радикальная динамика (–71%) — у лесных грузов, на них пришлось лишь 3,2 тыс. т. Правда, в 2 раза (до 11 тыс. т) выросла перевалка руды (2 года назад порт ее вообще не принимал).
Единственным оператором морского порта Выборг является ООО "Порт Логистик". Генеральный директор компании Ольга Ансберг в разговоре с "ДП" охарактеризовала отрицательные показатели как "соответствующие снижению экспорта аналогичных грузов по России в целом". При этом в стивидорной компании уверены, что к концу декабря смогут вернуться на уровень 2017 года.
Вице–президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Андрей Фролов затруднился назвать причину, по которой снизилась перевалка леса в Выборге. По его словам, экспорт продукции в отрасли в целом по стране в текущем году увеличивается на 5–7%. Так, рост лесного груза в январе–октябре заметили в Большом порту Санкт–Петербург (на 27%) и в порту Усть–Луга (на 30%).
Другие специалисты из отрасли объяснили низкие показатели Выборга невыгодным географическим расположением порта: крупные партии леса "забирают" логистически более привлекательные терминалы на Северо–Западе.
Выборгский порт, обороты которого в основном обеспечиваются перевалкой угля и минудобрений, обречен работать в регионе "на вторых ролях", считает главный редактор Portnews Виталий Чернов. Прошлогодний успех стивидора (1,9 млн т) он объясняет вынужденным простоем конкурента. "Ростерминалуголь" в Усть–Луге на протяжении 2018 года модернизировал вагоноопрокидыватель, поэтому участникам внешнеэкономической деятельности пришлось перераспределять грузопоток на другие пристани.
"Выборгу сложно конкурировать как с Петербургом и Усть–Лугой, так и с портами Прибалтики. Скорее, Выборг как порт играет роль запасного игрока: на растущем рынке он берет на себя профицитные объемы, на падающем — не выдерживает конкуренции в силу как худших логистических возможностей, масштаба, меньших глубин у причалов, так и устаревших технологий перевалки, особенно по углю", — говорит он.
При этом руководство ООО "Порт Логистик" видит перспективным развитие пассажирской сферы. Со следующего года в Выборге собираются открыть несколько новых паромных направлений в Финляндию и страны Балтии, а также скоростное сообщение с Приморском и Петербургом. Для этого планируется увеличить количество причалов до четырех и привлечь туристических операторов.

Чехарда с собственниками

Последние 10 лет Выборгский порт находился в кризисной ситуации, которая привела в 2017 году к банкротству стивидорной компании ООО "Портовое оборудование" (принадлежало "Осло Марин Групп"). Финансовые сложности сопровождались конфликтом прежнего руководителя "Осло Марин Групп Портс" Виталия Архангельского с российскими банками, у которых было взято кредитов на 4,5 млрд рублей. Своевременно вернуть деньги не удалось. Узнав о готовящемся аресте, Виталий Архангельский бежал во Францию, где получил политическое убежище.
Большую часть российских "дочек" "Осло Марин Групп" в России признали банкротами. В 2018 году с торгов было реализовано имущество выборгского стивидора — здания, погрузочно–разгрузочное оборудование, а также права аренды на несколько причалов. Приобретателем стало ООО "Порт Логистик".
Но и эту компанию какое–то время связывали с Виталием Архангельским. Несколько лет ею управляли офшоры Artemista Finances Corp. (Британские Виргинские острова), "Прэшэс Стоунс Инвестментс Лтд" (Белиз) и "Урмен Джи Эм Би Эйч" (Маршалловы острова), которые ассоциировались с именем предпринимателя.
С 2017 года головной организацией компании стало ООО "Порт Выборг". Как рассказывал "ДП" (№ 208, 12 декабря 2017 г.), основными бенефициарами считались лица, аффилированные с Промсвязьбанком. Сейчас компания, по данным СПАРК, принадлежит Екатерине Гноенской, Манане Чантуридзе и Ирине Евсегнеевой.