Красная строчка. Китайские церемонии на российском рынке

Автор фото: Facebook.com

По мере роста торговли с Китаем российские заказчики все чаще будут сталкиваться с необходимостью судиться со своими китайскими поставщиками. Сейчас, в частности, этим занимается петербургский продавец одежды "Концепт груп". Однако суд идет трудно. В перспективе эта и другие сложности могут способствовать тому, что заказы будут размещаться на отечественных производствах, считают эксперты.

Ретейлер "Концепт груп" (марка Concept Club) под руководством гендиректора Елены Богомоловой (на фото) спорит в арбитраже с китайскими контрагентами. Суд, признав претензии истца обоснованными, взыскал с "Сямень Джойас Импорт энд Экспорт Ко" почти 400 тыс. юаней (около 3,5 млн рублей).
В двух других спорах, возникших в результате неисполнения контракта, истец в совокупности взыскивает с китайских фирм почти 850 тыс. юаней (порядка 7,8 млн рублей).
Порядок извещения иностранных участников процесса регламентируется Гаагской конвенцией 1965 года. Но КНР, ратифицируя ее, заявила возражения против применения упрощенного порядка извещения — отправки судебных уведомлений непосредственно на адрес иностранной компании или через суд. Уведомление ответчика из Китая может происходить только через компетентный орган КНР. Это ведет к очевидным неудобствам. Российские суды с иностранными компетентными органами общаются через Минюст РФ.
Так, Минюст вернул арбитражу документы по одному из дел "Концепт груп" с китайцами, уведомив суд, что ему требуется не менее 9 месяцев для извещения КНР. Такие сроки, скорее всего, основаны на опыте работы российского Минюста с его китайскими коллегами.
Нарушение этой процедуры может обернуться тем, что выигранное, казалось бы, дело может быть пересмотрено вышестоящей инстанцией, чему есть прецеденты в российской судебной практике.

Долгая история

В 2013 году ООО "Практик ЛК" (Екатеринбург) обратилось в арбитраж, взыскивая $331,7 тыс. с "Суйфэньхэ Вейта–Тюньгшань" — международной компании, зарегистрированной в Китае. В 2014 году требование фирмы было удовлетворено первой инстанцией в полном объеме. Однако через несколько месяцев после получения исполнительного листа "Практик ЛК" был вынужден подать апелляционную жалобу. Фирма не смогла исполнить решение отечественного суда в Китае: ей отказали, потому что иностранный ответчик не был уведомлен надлежащим образом. Нарушение процедуры привело к длительному, 3–летнему, судебному процессу: арбитражное решение, отвечающее всем требованиям в том числе и международного законодательства, было получено "Практик ЛК" только в августе 2016 года.
Принципиальную роль в исполнении решения экономического суда одного государства на территории другого, как поясняет руководитель Центра азиатских правовых исследований юридического факультета МГУ Александр Молотников, играет Конвенция о признании и исполнении иностранных арбитражных решений (Нью–Йоркская конвенция, 1958 год). Россия является участником данной конвенции как правопреемник СССР, в Китае ее ратифицировали в 1987 году. При этом многие национальные законодательства предусматривают возможность признания и исполнения решения только при наличии международного договора со страной, в которой было вынесено судебное решение. Россией в настоящее время заключено не так много подобных двусторонних соглашений, но с Китаем есть договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам. При отсутствии такого договора признание осуществляется на основании принципа взаимности, что несет дополнительные юридические и формальные сложности.
Александр Молотников говорит, что только в 2018 году было зарегистрировано около 20 дел с участием компаний КНР. С учетом активного развития торговых отношений с Китаем количество споров с участием китайских компаний будет только увеличиваться, прогнозирует эксперт.

Главный импортер

Китай как импортер одежды в Петербург занимает значительную часть этого рынка — 74,4%, по данным за 9 месяцев текущего года. Коммерсанты ввезли 16,4 тыс. т одежды на $195,1 млн, подсчитали в Северо–Западном таможенном управлении ФТС России. Точных официальных данных по объему и динамике рынка российских пошивочных заказов в Китае нет. По разным оценкам, основной объем для иностранцев отшивают не менее 12 тыс. текстильных фабрик, из них около 8 тыс. шьют для заказчиков из России и других стран ЕАЭС, говорит президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром) Андрей Разбродин. По его оценкам, совокупный доход китайских фабрик составляет около $2,4 млрд в год, из них 30% — доля российского сегмента. За последние 3 года объем российских заказов вырос, по некоторым данным, на 15–17%.

Бренды из Китая

"Выгодность пошива в КНР определяется прежде всего дешевизной рабочей силы и ее массовостью, развитой логистикой в отрасли, минимумом административных процедур при оформлении заказов, наличием крупных объемов разнообразных видов сырья и полуфабрикатов и их низкой ценой. Как и низкими транспортными расходами на китайском рынке, в том числе по внешнеторговым перевозкам", — говорит Андрей Разбродин. Поэтому некоторые российские бренды — такие как Savage, Sela, YAX, Concept Club — специально создавались именно под китайскую производственную базу. В свою очередь, O’Stin, "Твое", "Парижская коммуна", "Панинтер", Tervolina, Mackler и ряд других стали включать КНР в свои производственные планы, поясняет эксперт.
По оценкам группы компаний "Финам", заказами на производство одежды в Китае для России также занимается огромное количество фирм–посредников, которые готовы подобрать подрядчика, помочь в согласовании контрактов, оформлении документов и таможенных процедур. Их деятельность в статистику не попадает, а контракты могут носить краткосрочный характер: сегодня российский заказчик договорился с одним подрядчиком, а следующий контракт разместил уже у другого. Зачастую пошив коллекций заказывает не какая–то крупная фабрика или ретейлерская сеть, а предприятия малого и среднего бизнеса или индивидуальные предприниматели.

Следи за цветами

По данным участников рынка, свои коллекции отшивают в Китае бренды Sela и Zarina, принадлежащие компании Melon Fashion Group, марки InCity ("Модный континент"), "Спортмастер", oodji (компания "Август"). В основном российские бренды не указывают производства, на которых размещают заказы. По данным собеседников "ДП", InCity заказывает пошив коллекций у текстильного холдинга Jiangsu Soho Int. Group в Нанкине. Марка Zarina отшивает джинсы на фабрике G–Top Garments Co. Называют также контрагента марки Concept Club, фабрику Huai an xianghe knitting garment.
По оценке Melon Fashion Group, в России нет достаточного количества тканей, фурнитуры и инфраструктуры — предприятий, готовых производить большие тиражи. Зачастую у фабрик нет возможностей или умений нанести принты или отшить требуемые модели, и производить в России обходится на 30–60% дороже, рассказывают в пресс–службе группы.
У всех крупных брендов есть свои представители в Китае, которые лично контролируют весь процесс отшивки коллекции, говорит один из участников рынка. В Союзлегпроме подтверждают, что необходим прежде всего постоянный контроль за соблюдением качественных, в том числе экологических параметров изготовления одежды и смежных изделий.
"Как показывает практика, если, скажем, заказать пошив в КНР курток красного цвета и не следить за процессом, на выходе можно получить партию розовых курток, потому что для многих китайских партнеров розовый цвет — тот же красный. То же бывает с синей и голубой, с салатовой и зеленой расцветками", — резюмируют в Союзлегпроме.
Россия и Китай имеют договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам. Решения российских судов на территории КНР исполняются в соответствии с порядком, установленным законодательством этой страны. Но даже наличие двустороннего договора не исключает сложностей при признании и исполнении решений российских судов в Китае. Основной проблемой является скудная осведомленность отечественного взыскателя о правовом регулировании этой процедуры в КНР (сроки, порядок обращения, компетентные органы, рассматривающие ходатайства об исполнении решений). При этом одним из самых частых отказов является отсутствие подтверждения о надлежащем уведомлении судом иностранного ответчика о споре, а также риск нанесения ущерба суверенитету, безопасности или публичному порядку страны, в которой исполняется решение.
Наталья Касаткина
Адвокат АБ "S&K Вертикаль"
В целом затраты времени и денежных средств на поиск контрагентов в Китае или поставку оттуда тканей и фурнитуры сопоставимы с аналогичными затратами на производство одежды в России. С учетом динамики зарплат российских и китайских работников рынок за последнее время существенно изменился, и все чаще одежду предпочитают шить именно в нашей стране. В Поднебесной заказывают лишь фурнитуру или отдельные виды тканей. Исключение составляет, пожалуй, Дальний Восток, где короткое логистическое плечо делает заказ пошива одежды в Китае пока еще выгодным.
Алексей Коренев
Аналитик ГК "ФИНАМ"

В контексте

Одежда, которую отшивают в КНР, постепенно дорожает, так как из–за роста зарплат увеличивается себестоимость. Поэтому российские торговые марки могут вернуть заказы на родину. Таким образом, чтобы Россия встала с колен, надо, чтобы ее рабочие стоили дешевле китайских.
В число крупных заказчиков китайских компаний входят российские ретейлеры, продающие под собственной маркой большой ассортимент продуктов non food. Петербургская "Лента", например, в 2018 году заключила контракт с китайской Li & Fung. "Соглашение предусматривает обновление ассортимента непродовольственных товаров: посуды, бытовой техники, игрушек, канцелярии, продукции для спорта и сада, а также повышение их качества и эффективности поставок в магазины "Ленты", — говорит представитель компании Мария Филиппова.
Интерес российских фирм именно к КНР эксперты объясняют совокупностью причин. Китайское производство в большинстве своем более технологично по сравнению с российским, отличается достаточно высокими стандартами качества, способно оперативно корректировать потребительские качества одежды под требования клиентов. В России же значительная часть производств легкой промышленности владеет устаревшим и изношенным оборудованием с низким уровнем технологической оснащенности.
Все же российские компании пытаются наладить сотрудничество с отечественными производителями. В общем объеме заказов Melon Fashion на страны бывшего СССР приходится около 5%. К плюсам относят независимость от валютного курса, быструю логистику и отсутствие таможенных платежей. "Но все–таки для любого бизнеса наличие производственных ресурсов и себестоимость изготовления являются первоочередными факторами", — резюмируют в Melon Fashion.
И в ближайшем будущем, как прогнозируют эксперты, Россия все–таки сможет потеснить Китай в легкой промышленности. Некогда дешевая одежда из Китая постепенно дорожает. Заработные платы в КНР растут достаточно высокими темпами, и доля оплаты труда в себестоимости продукции постоянно увеличивается. В России же темпы роста зарплат оставляют желать лучшего. В итоге разница в стоимости отечественного и китайского производства одежды постепенно сокращается. Правда, остается одна "голая" позиция — фурнитура, которую в России практически не производят. "Так что появляется еще одно направление: пошив в России, но с использованием отдельных элементов, в первую очередь ткани и фурнитуры, произведенной в Китае", — резюмируют аналитики ГК "Финам".