Поменять роли и статус, попробовать себя в другой части России и в новой нише. "ДП" о главных тендерах октября.
В октябре самые крупные по цене контракты в Петербурге заключал Фонд капитального строительства и реконструкции (ФКСР), подведомственный городскому комитету по строительству. Завершение реконструкции корпусов горбольницы № 40 в Сестрорецке отошло за 2,47 млрд к ООО "Сотэкс". Для "Сотэкса" сестрорецкий контракт первый: ранее фирма участвовала в торгах в городе и области, но притязания не превышали 40 млн рублей.
Второй крупный контракт ФКСР заключил с ООО "Балтинвестрой" (входит в ГК "Росстройинвест") — на строительство школы в Каменке на 1600 мест за 2,07 млрд (ввод "самой большой школы города" намечен на II квартал 2021 года). Самый денежный контракт компании в этом году — 3,6 млрд рублей на возведение нового корпуса НИИ скорой помощи им. Джанелидзе. Закупка сопровождалась жалобами в ФАС и отменой итогов, что вызвало недовольство заказчика. ФКСР обжалует решение первой инстанции, отказавшейся признать недействительным решение ФАС, апелляционная жалоба зарегистрирована 23 октября.
Впрочем, как говорят юристы, специализирующиеся на госзаказе, это скорее технический процесс, работа на имидж госструктуры. "Формально заказчик не обязан обжаловать, но заинтересован, чтобы как можно чаще предписания против него признавались незаконными. Даже если собственно интереса нет никакого, генеральная линия такова: решения и действия заказчика всегда соответствуют закону, и это должно быть доказано в суде", — поясняют наблюдатели, добавляя, что последствий для подрядчика, с которым заключен контракт, быть не должно.
Новички на карте
В петербургской Каменке отметилось и ООО "Технострой". А после отправилось искать счастья за границей города в Ленобласти. В конце сентября региональное Управление по строительству заключило с компанией, как с единственным поставщиком, контракт на строительство поликлиники в Кудрово. Цена вопроса — 644,7 млн рублей (крупнейший по цене не дорожный контракт в 47–м регионе по 44–ФЗ во втором полугодии 2019 года). "Технострой" ранее был замечен в области — в Волосовском и Приозерском районах. Но размер госконтрактов исчислялся десятками, а не сотнями миллионов рублей. Общая сумма заключенных в 2018 году — 93,5 млн рублей, и это самая большая цифра за все годы.
В компании отметили, что в случае с тендером на строительство кудровской поликлиники им повезло, причем по двум основаниям, и подчеркнули, что строительный опыт у компании обширный. "В последнее время в основном наша компания работала на субподряде. В Петербурге, например, работали на строительстве жилого квартала в Каменке. Но есть и самостоятельный опыт исполнения контрактов. В этот раз нам повезло: заявки других участников были отклонены. Так что не пришлось даже падать по цене, хотя были к этому готовы. После подведения итогов обращений с предложением о субподряде от тех, кто заявлялся, не было", — отметили в "Технострое".
Планируемый срок исполнения контракта — конец 2022 года. Соцобъект, способный принимать 600 пациентов в смену, должен появиться на участке рядом с проспектом Строителей. "Имея опыт строительства в роли субгенподрядчика, отлично понимаем, что потребуется вносить изменения в проектную документацию. Но чего–то особенно серьезного, что помешало бы ввести объект в эксплуатацию, не будет. Во–первых, получаем уже подчищенную областным Управлением по строительству проектную документацию. Во–вторых, она свежая. Реальные сложности бывают, когда документация, допустим, 2011 года, а контракт разыгрывается только сейчас", — продемонстрировали оптимизм в ООО "Технострой".
К слову, выйти на оперативный простор в Ленинградской области в этом году удается не только генподрядчикам из Петербурга. Строительство соцобъектов за госсчет привлекает и иногородних — и из других федеральных округов в том числе. Например, летом фирма, зарегистрированная в Екатеринбурге, получила 811,3 млн рублей на строительство гимназии в Волхове и 313 млн на дом культуры в Паше Волховского района (ранее в 47–м регионе компания госконтрактов не заключала). В анамнезе — жилая застройка на Урале. Пояснить, благодаря чему компании удалось развернуться в отдаленном от места приписки регионе, ее руководство из–за занятости не смогло.
Госзаказ на троих
В октябре Смольный купил у застройщиков почти 600 квартир со сроком сдачи до конца следующего года. Общая стоимость контрактов — почти 2,1 млрд рублей. Квартиры закупаются по цене, установленной Минрегионом, — 73,04 тыс. рублей за 1 м2.
Конкуренции по традиции не случилось: все договоры подпишут с единственными поставщиками, но перечень из двух традиционных участников таких торгов ("Дальпитерстрой" и ООО "ЛСР. Недвижимость–Северо–Запад") впервые разбавил третий интересант.
За 9 месяцев 2019 года петербургский комитет имущественных отношений (КИО) уже заключил 10 госконтрактов на закупку 962 квартир на общую сумму 4,4 млрд рублей. От "Дальпитерстроя" Смольный получит квартиры в поселках Ленсоветовский и Шушары, а от "ЛСР. Недвижимость — Северо–Запад" — в Красногвардейском районе.
КИО планирует закупки жилья для льготников до конца текущего и в начале следующего года (1,3 млрд и 6,7 млрд рублей).
Сила в еде
В Петербурге пошла и постепенно набирает силу волна закупок питания для социальных учреждений. И здесь не обходится без новичков, хотя объемы пока скромны.
Школьников Центрального района Петербурга будут кормить бизнесмены из Ленобласти. В конце октября зарегистрированное в Тосно ООО "Северная столица" выиграло три конкурса, проведенных администрацией Центрального района, на общую сумму 107,4 млн рублей. Фирма будет поставлять продукты питания до конца текущего учебного года.
Активным игроком ее назвать нельзя — в активе контракты на 62 млн рублей, она обслуживала в основном образовательные учреждения Волосовского и Тосненского районов Ленинградской области. В битве за центр конкурировала с давно работающими на городском рынке компаниями — в частности, бюджетным комбинатом социального питания "Охта" (сумма заключенных в 2019 году госконтрактов — 1,8 млрд рублей).
О рационе школьников Невского района также позаботится городская структура — комбинат социального питания "Волна" (госконтрактов в 2018 году на 501 млн рублей, с начала 2019 года — на 792 млн).
“
Нашему клиенту было необходимо разработать рабочую документацию и завершить строительство спортивного объекта. Подрядчик приостановил работы из–за ошибок в проекте, который ему передал заказчик, и в работе прежнего строителя. Корректировка проекта и смет затянулась на 2 года. В итоге стоимость строительства выросла больше чем на 150 млн рублей из–за необходимости выполнения дополнительных работ. А сроки и их стоимость не позволяли исполнить контракт на изначальных условиях (удорожание оказалось больше 10%). Заказчик, после того как получил качественную документацию, расторг контракт (формально просрочка в завершении строительства составила 700 дней) и потребовал неустойку более чем в 285 млн рублей. А это больше 90% от цены контракта (она составляла 315 млн рублей). Две инстанции отказали в иске — признали, что завершить работы в срок было невозможно. Кассация отправила дело на пересмотр, обязав разобраться в периодах приостановки работ и фактического их выполнения. Дело вернулось в первую инстанцию. Интерес представляет то, что суду придется оценить обязательность направления уведомления о приостановке при ненадлежащем исполнении заказчиком своих обязательств (соотнести статьи 716 и 719 ГК РФ). При этом аналогичное дело не было отправлено на пересмотр. Это позволяет констатировать отсутствие единообразной судебной практики и необходимость прекратить выполнять работы, если завершить их в срок не удастся. А следовательно — дальнейшее снижение темпов строительства социальных объектов.
Ольга Лашина
старший юрист Versus.Legal
“
Весьма распространенную проблему можно проследить на примере заказа метрополитена. Начальная цена контракта для субъектов малого предпринимательства на техническое обслуживание очистных сооружений была небольшая (чуть меньше 75 млн рублей), но заказ многолетний (до 2022 года). Разбирательство тянулось с зимы этого года. Компания, которую мы сопровождали на этапе обращения в УФАС, а потом продолжали следить за ее кейсом на стадии судебного разбирательства, получила положительное для себя решение Арбитражного суда Петербурга. Но бизнесу нередко, даже получив поддержку суда, остается довольствоваться ощущением собственной правоты, а не подрядом. Заключение договора не приостанавливается до момента принятия решения судом. И на практике, даже если продолжать процесс, снова идти в суд и просить расторгнуть договор, как правило, в этой ситуации суды встают на сторону заказчика и оставляют контракт в силе. Те же очистные надо обслуживать, никого заказчик ждать не будет. Контракт заключен и выполняется, заказ в целях минимизации расходов средств заказчика не будет отменен. К слову, о самой закупке. Наш клиент, во–первых, был уверен, что нечетко сформулирован объем услуги, а значит, у него не было возможности адекватно оценить свои затраты и сделать реальное ценовое предложение. Во–вторых, для утилизации собственник должен в том числе изготовить паспорта отходов. Заказчик был уверен и настаивал на том, что собственник не он, а подрядчик. При этом документация не содержала гражданско– правовой механизм перехода прав, что позволило бы эти отходы отчуждать — продавать или безвозмездно передавать.
Ирина Невзорова
управляющий партнер «Невзорова и партнеры»