Хлеб вместо зрелищ. В Петербурге наблюдается бум открытия новых заведений общепита в ТЦ

Автор фото: ТАСС/Джавахадзе Зураб
Автор фото: ТАСС/Джавахадзе Зураб

Петербургские заведения общепита массово мигрируют в ТЦ. В то же время на основных торговых коридорах спрос на помещения, в том числе под ресторанные проекты и кафе, упал.

В III квартале нынешнего года в торговых центрах Петербурга заработали 32 заведения общепита против девяти за тот же период 2018-го. Формат развлечений, напротив, приблизился к насыщению и начал уступать позиции новым, более востребованным концепциям. Такие данные во вторник, 8 октября, представили в Colliers International.
Вместе с тем на самых проходимых улицах прирост новых объектов замедляется, спрос в этом сегменте упал со стороны всех наиболее активных операторов — от общественного питания до модных бутиков, заявляют в "АйБи" Групп". В целом по итогам квартала количество свободных помещений на центральных торговых коридорах Петербурга достигло своего максимума с 2015 года, подсчитали в JLL. Подробнее о тенденциях переформатирования ТЦ и ситуации на рынке торговой недвижимости — в материале dp.ru.
Как уточняют в Colliers International, средняя площадь новых кафе и ресторанов в торговых центрах Петербурга уменьшилась. Если год назад она составляла 200-230 м2, то теперь сократилась до 60-80 м2. Вместо просторных, но затратных по аренде проектов появляются небольшие заведения с компактным обслуживанием посетителей.
Основной площадкой для новых открытий стало гастрономическое пространство City Food в ТРК "Сити Молл". Новых арендаторов в сегменте общепита также приняли "Охта Молл" (МОМО и Hugo’s), "МЕГА Дыбенко" ("Буше"), РИО (Coffeeshop Company) и другие. В ТРК "Галерея" первую точку в Петербурге запустил бренд Ольги Бузовой BuzFood.
Как сообщили в FortGroup, с момента открытия фудхолла на четвертом этаже "Сити Молла" количество новых заведений увеличилось более чем в 2 раза. Сейчас здесь предлагают кухни разных стран мира около 25 операторов. Среди последних новоселов — "Пицца 22 сантиметра" от Эльдара Кабирова и Андрея Петухова.
"Для нас открытие в "Сити Молл" не было в новинку, так как схожий по концепту формат мы открыли в конце 2017 года в аутлете Пулково. Разница лишь в том, что помещение в ТРК имеет немного другую геометрию. А вот над чем действительно пришлось попыхтеть, так это подъем печи на четвертый этаж! В целом же все как обычно: сжатые сроки, ежедневный аврал, не успеваешь закрыть один вопрос, прилетает другой, а потом — оп! — и ты открылся", — рассказал совладелец пиццерии Эльдар Кабиров.
По мнению совладельца Beer Addicts Syndicate Кирилла Селянкина, несомненные плюсы площадки в ТРК — проходка, трафик и маркетинговая поддержка.
"Адаптация к проходной аудитории и адаптация к трафику для нас самих стали основными сложностями, с которыми мы, впрочем, быстро справились. Поэтому тем, кто планирует становиться на подобную площадку, я рекомендую осознать, что локальная аудитория и проходной трафик здесь очень сильно отличаются от обычного городского трафика. Здесь нужно готовиться к большему объему работы, не теряя в сервисе и качестве! Но именно это мне и по душе — постоянный движ и при этом однозначный уют, прекрасный сервис!" — отметил Селянкин.
Говоря о сложностях работы на фудхолле, совладелец YODA express Никита Рященко обратил внимание на важность создания стандартов взаимодействия между всеми участниками.
"Очень много концепций, для которых точка на фудхолле стала первым проектом, и мы одни из них. Для подобных проектов зачастую возникают определенные сложности с выстраиванием внутренних процессов из-за организационных аспектов, которые у более зрелых игроков этого рынка отсутствуют. Но самое важное в любом случае — максимально сфокусироваться на своем продукте. Если продукт качественный, то не стоит бояться заходить на такие площадки", — подчеркнул Рященко.

Насытились развлечениями

"Зона общепита — важная составляющая и одна из ключевых точек притяжения торгового центра. От того, как она оборудована, от состава арендаторов и разнообразия представленных в ней концепций зависит и образ торгового объекта в целом. Сегодня собственники ТЦ понимают необходимость преобразований и стараются усилить гастрономические зоны в объектах, предложив посетителям наиболее актуальные концепции общепита, разнообразную кухню и форматы заведений", — говорит директор департамента торговой недвижимости Colliers International Ирина Царькова.
В среднесрочной перспективе новые проекты в общепите появятся и в других торговых комплексах, прогнозирует Царькова. Из ближайших — в ТРЦ "Галерея" в IV квартале планируется запуск фудхолла Eat Market.
В сегменте развлечений наблюдается снижение активности. За три прошедших квартала в составе торговых комплексов появилось всего пять новых арендаторов этого профиля (2 тыс. м2) против девяти (6,5 тыс. м2) за тот же период в 2018-м и 12 (26,3 тыс. км2) в 2017-м.
По мнению экспертов Colliers International, противоположная динамика в сегментах обусловлена тем, что пик активного роста развлечений в ТЦ прошел. Сейчас данный сегмент близок к насыщению, тогда как новые концепции и форматы в общепите — фудхоллы и фудмаркеты — только начинают завоевывать рынок Петербурга.
Распределение магазинов, открывшихся в I–III кварталах 2017-2019, по профилю, % по площади
В следующем квартале сегмент развлечений может отыграть позиции. Так, 12 октября ожидается открытие в ТРК "Лондон Молл" первого в стране крытого веревочного парка и скалодрома площадью свыше 650 м2. Проектом занимается крупнейшая в России сеть веревочных парков Norway Park. В конце августа компания уже провела церемонию открытия большого веревочного парка, который строился на территории рядом с ТЦ "МЕГА Дыбенко".

Улицы пустеют

В целом, интерес к объектам торгового назначения пока остается на высоком уровне, но этот сегмент коммерческой недвижимости продолжает стагнировать, заявляют в "АйБи Групп". Несмотря на то что ввод торговых объектов минимален, острого дефицита площадей на рынке пока нет.
Аналитики компании зафиксировали замедление прироста новых объектов на основных торговых коридорах. Причем спрос упал со стороны всех самых активных групп операторов: общественного питания, модных бутиков и сферы услуг. Наименее востребованы помещения на Невском проспекте, в первую очередь из-за слишком высокой арендной ставки.
"Долгое время повышенным спросом пользовались встроенные помещения в новостройках, однако основными арендаторами таких объектов были торговые сети и сети общепита, большинство из которых в настоящее время сокращают число своих точек. В итоге интерес сохраняется только к помещениям в непосредственной близости к станциям метрополитена или же с действительно высоким пешеходным трафиком, обеспеченным иными факторами", — резюмируют в "АйБи Групп".
Количество пустующих помещений на центральных улицах Петербурга побило рекорд последних 4 лет, подтверждают выводы коллег в JLL. По итогам минувшего квартала количество свободных помещений на центральных торговых коридорах достигло своего максимума начиная с 2015 года. Доля свободных объектов в стрит-ретейле сейчас составляет 8,1%.
Автор: JLL
По словам консультанта отдела стрит-ретейла JLL в Петербурге Александры Камаевой, конец летнего сезона традиционно приводит к росту вакантности в стрит-ретейле. Холодное лето тоже повлекло за собой уменьшение выручки арендаторов многих профилей, и как следствие, увеличение количества закрытий.