"ДП" выяснил, кто в Петербурге занимается выпуском музыки на этом носителе.
По данным Discogs — сайта с одной из крупнейших баз данных музыкальных исполнителей и их изданий, в 1990–е и 2000–е годы количество релизов, выполненных по технологии lathe cut, что в переводе на русский означает "нарезка" или "вытачивание", не превышало тысячи. В последнее десятилетие произошел ощутимый скачок — с 2010–го по конец 2019 года артисты по всему миру выпустили уже более 8 тыс. подобных изданий. Выпускаются на таких пластинках и отечественные группы.
Как рассказал "ДП" владелец крупнейшей в США фирмы по изготовлению пластинок и оборудования для их записи Lathecuts.com Майкл Диксон, возрождение популярности формата связано с тем, что многие музыканты просто не могут позволить себе заказать фабричный тираж пластинок, поскольку это очень дорого и требует минимального тиража 100 копий. "Нарезчики" же могут записать именно то количество, которое требуется. К примеру, если набралось всего 12 предзаказов, то столько пластинок и будет изготовлено. С другой стороны — такие издания являются своего рода арт–объектами.
Технология развивается
В советское время качество записи "на костях" оставляло желать лучшего, а после пары десятков проигрываний рентгеновская пленка истиралась иглой и пластинка приходила в негодность. Современные умельцы значительно улучшили технику записи и нашли новые материалы. Теперь вместо "костей" используется плексиглас и специальные виды ПВХ. Это позволяет максимально точно передать все нюансы звучания и увеличить количество проигрываний одной пластинки вплоть до 600 раз. В России производством пластинок по технологий lathe cut занимаются всего несколько мастерских. В их числе Depth Dept из Калуги и Post–Materialization Music и Vinylium из Петербурга. Ввиду того что все используют разную аппаратуру и у каждого свой подход к работе, стиль звучания у каждого получается индивидуальным: от лоуфая до качества, близкого к обычному винилу.
"Свой собственный ре-зак я собирал самостоятельно. Базовые инструкции и схемы приходилось искать в интернете. Часть деталей я заказывал у Lathecuts.com, часть — делал сам. Еще мне повезло: удалось найти оригинальный мотор 1940–х годов производства General Electric. В общей сложности на все компоненты ушло порядка 250 тыс. рублей, — рассказывает "ДП" глава Post–Materialization Music Сергей Ефремов. — Прежде чем совершить пробный запуск, мы потратили множество времени, сил и нервов. После это еще 2 года ушло на отладку. И я не могу сказать, что мы и сейчас достигли совершенства".
Пока только для андеграунда
Себестоимость пластинки составляет примерно 70 рублей. Но, поскольку все они нарезаются в реальном времени, конечная цена существенно увеличивается. За изготовление одного такого диска Post–Materialization Music берут в среднем уже 350 рублей. Но порядок цен варьируется — некоторые мастера могут запросить за такую работу и тысячу рублей. Заказчики пластинок lathe cut в нашей стране — это в основном малоизвестные музыканты и небольшие издательства, которым удобно получить небольшой тираж в любимом формате.
"При должном качестве нарезки на этом деле можно построить неплохой бизнес, — считает Ефремов. — В России сейчас чуть ли не каждый второй молодой человек играет в группе. Также есть коллекционеры и просто ретрограды, которые готовы заплатить за то, чтобы их любимая песня была записана на пластинку. Поскольку можно нарезать всего один экземпляр — многие дарят подобные вещи и на праздники".
Не столь оптимистична в этом отношении гендиректор коммуникационного агентства "Репутация" Наталья Суслова. По ее мнению, возможность нарезать небольшой тираж уникальных пластинок — это замечательно, но не надо забывать, что к ним требуется еще и проигрыватель. А раз так, помимо собственно музыкантов, эта технология будет востребована в достаточно узких кругах: спрос на такой продукт есть, но он сильно ограничен нишей поклонников винила.