Обогнав раненого дракона: темпы роста промышленности в Петербурге выше, чем в Китае

Автор фото: EPA/Vostock-Photo

Если верить Петростату, темпы роста промышленности в Петербурге выше, чем в Китае. Но это плохой сигнал…

Мировая экономика медленно, но верно входит в кризис. Утром в понедельник вышли очень плохие данные индекса PMI в Германии. Показатель, отражающий ожидания промышленников, упал до уровня 41,4 — это даже хуже, чем в долговой кризис 2012 года. Масштабы сокращения сопоставимы с кризисом 2008–2009 годов. В США уже 53% топ–менеджеров крупнейших корпораций ждут начала экономической турбулентности до выборов президента в ноябре 2020 года. Но это еще когда будет! Пока что индекс PMI в Америке только растет — с 50,3 до 51 в сентябре.
Тревожная статистика приходит и из Азии. Рост китайского промышленного производства в августе оказался самым низким за 17 лет: 4,4% (меньше, чем в Петербурге). Рост розничных продаж тоже падает. А ВВП Китая во втором квартале показал худший рост почти за три десятилетия — на 6,2%.

Тревожный второй квартал

Проблемы мировой экономики уже отражаются на таможенной статистике. В целом полугодие выглядит неплохо, экспорт из Петербурга вырос на 9,5%. Но это за счет первого квартала, второй выглядит провальным. Сокращение экспорта составило 8%, и, как считают эксперты Центрального банка, чем больше кризис будет углубляться, тем ниже будут эти цифры.
«Предполагаемое в базовом сценарии замедление мировой экономики будет сдерживать рост российского экспорта на прогнозном горизонте, — говорится в последнем Докладе о денежно–кредитной политике ЦБ. — Несколько сгладить это влияние позволят меры со стороны правительства по стимулированию несырьевого экспорта в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». В результате годовой темп прироста экспорта в 2020 году в базовом сценарии увеличится лишь до 2,0–2,5%».
Несмотря на обещанную несырьевым секторам поддержку, структура экспорта пока не выглядит вдохновляюще. Даже по полугодовым значениям видно, что хорошо себя на внешних рынках чувствуют только сырьевые отрасли: изделия из древесины (+8,2%), минеральные продукты (+15%), нефтехимия (+46,4%). Прорыва в экспорте продукции пищевой промышленности, а также машин и транспорта явно не случилось. За полгода показатели упали примерно на 7%.
Но даже прирост экспорта на 9,5% — это очень хорошая динамика, уверен Нарек Авакян, начальник отдела инвестиционных идей «БКС Брокер». Он связывает это с развитием порта в Усть–Луге. «Если в мире начнется новый экономический кризис по типу 2009 года, то экспорт из Санкт–Петербурга и в целом из России, безусловно, упадет, и очень чувствительно, минимум на четверть, — предупреждает он. — Это будет обусловлено падением как физических объемов поставок товаров, так и экспортных цен, в первую очередь на углеводороды».

Цифрам можно верить

В целом макроэкономическая картина в Петербурге выглядит неоднозначно. Реальные зарплаты по–прежнему падают, оптовая торговля в минусе, розничная — в почти не ощутимом плюсе. Погрузка на ОЖД за январь– август 2019 года тоже упала: было 68 млн т, стало — 67,2 млн. По–прежнему в глубоком минусе перевозки стройматериалов и цемента, что неудивительно — стройка в Петербурге тоже в большой беде (ввод новых квадратных метров сократился на 21%).
Но это никак не мешает росту промышленности. Согласно оценке Петростата, в августе она выросла на 3,2% (и сразу на 5% с начала года). Эксперты из Центра развития ВШЭ ранее подвергали критике расчеты федерального Росстата, указывая на вероятность спада в промышленности начиная с прошлой осени, который мог быть вызван ужесточением санкционной риторики и ожиданием повышения НДС. Однако петербургские предприниматели считают, что 5% — вполне возможная цифра роста для нашего региона.
«Если взять конкретно Колпинский район, то у нас в 2018 году прирост составил 14%, — говорит генеральный директор АО «Фирма Изотерм» и председатель комитета по промышленности петербургской «Деловой России» Виктория Нестерова. — С одной стороны, это связано с тем, что военные заводы работают на государственные контракты. С другой стороны, если говорить про нашу компанию, то в прошлом году нам удалось поднять продажи на 40%, а в текущем — на 50%. И причина здесь только одна: мы с отраслью объединились, ввели положение об обязательной сертификации и тем самым закрыли рынок некачественной дешевой китайской продукции. То есть, если взять контроль над импортом, можно существенно увеличить рост».
Если посмотреть детальную статистику, то самый яркий рост — в производстве электрического оборудования (сразу на 24,3%). Как пояснили в комитете по промышленной политике, в основном это связано с ростом объемов изготовления электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей (+43%). Промышленность также тянет вверх производство автотранспортных средств (+5%), причем обеспечено оно главным образом заводами комплектующих (+17,1%).

Метаморфозы ретейла

С другой стороны, отечественным производителям все сложнее попадать на полки к ретейлерам, которые в Петербурге уже полностью контролируют рынок, отмечает генеральный директор INFOLineИван Федяков.
Дело в том, что негативные тенденции в отрасли начались еще в 2013– 2014 годах. И крупному ретейлу кризис позволил даже нарастить свою долю, поскольку он более эффективно умеет работать с закупками, скидками и промоакциями.
«В этом смысле для кого война, а для кого мать родна, — шутит Иван Федяков. — Отличие в том, что если в России на долю топ–10 компаний приходится 30 % розницы, то в Петербурге это уже 80%. Региональный ретейл давно побежден, и в регионе постепенно начинается каннибализация рынка. В этом смысле помогает антимонопольное законодательство: X5 в этом году превысила допустимую долю 25% и не может открывать новые магазины. Но если экстраполировать тренд на 3–5 лет, то в Петербурге останется уже не 10 крупнейших игроков, а, может быть, четыре–пять сетей, которые поделят рынок».
Качественные изменения тоже неизбежны. Раньше казалось, что формат гипермаркета непотопляем, поскольку издержки в нем максимально оптимизированы, но время показывает, что это не так. «У них всегда была большая доля непродовольственного ассортимента, а он сейчас динамично утекает в онлайн, — поясняет Федяков. — Тот же китайский ширпотреб дешевле купить в самом Китае через AliExpress. Но кто–то уже пытается перестроиться. Раньше оптимальным был десятитысячник, сейчас типовым форматом становится площадь 5–6 тыс. Одновременно появились сервисы доставки. А это огромный вызов для ретейла, потому что у людей, покупающих продукты дистанционно, совсем другие паттерны потребления и их интересует другой ассортимент».
В этом смысле типичная примета времени — открытие в Петербурге первого даркстора «Перекрестка». Потребительские привычки будут меняться, а кризис только усилит внутривидовую борьбу. Случится он или нет — уже, кажется, не вопрос. Вопрос лишь в том, когда именно и кто будет к нему лучше подготовлен.