Ни крошки глютена. Моду на здоровое питание подхватили местные производители и торговые сети

Автор фото: Vostock-Photo

Изначально продукция без глютена была предназначена для людей, которые больны целиакией, сегодня ее покупают и те, кто следит за здоровьем.

Непереносимость глютена встречается довольно часто. Официальных данных по числу петербуржцев, больных целиакией, нет, но эксперты общественной организации «Эмилия», объединяющей людей, страдающих этим заболеванием, считают, что в городе проживает около 5 тыс. человек, которые не употребляют глютен. «При нашем подсчете мы учитывали больных целиакией, людей с аллергией на глютен, а также тех, кто следует безглютеновой диете как сторонники ЗОЖ», — рассказала «ДП» руководитель общества Ирена Романовская.
По данным популяционных исследований, 1% населения в мире страдает от целиакии. «По уровню распространенности это заболевание сопоставимо с диабетом. Диагностировать его сложно, потому что есть много симптомов, которые характерны и для других заболеваний. Вот лишь некоторые из них: боли в животе, вздутие, рвота, боли в суставах, костях, головные боли, выпадение волос, резкая утомляемость», — объяснила «ДП» доктор медицинских наук, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии им. академика А.Ф. Тура СПбГПМУ Мария Ревнова. По ее словам, есть люди, страдающие непереносимостью глютена, но насчет данного понятия до сих пор идут споры среди специалистов. «Кроме того, есть пациенты с аллергией на пшеницу, но у этого недуга абсолютно разные симптомы с целиакией», — добавляет Ревнова.

Крупный ретейл

В пресс–службе «Азбуки вкуса» рассказали, что в 2019 году компания в приоритетном порядке реализует продукты для здорового, веганского, низкокалорийного и полезного питания. «Мы ведем переговоры с производителем «НеХлеб» и компанией ZbreadZ («Здоровый хлеб») и намерены ввести в продажу хлеб без пшеницы и глютена. Также в наших планах запуск производства функциональных диетических хлебов с высоким содержанием белка, хлебобулочных изделий, обогащенных макронутриентами», — отметили в компании. В сети магазинов уже представлено около 20 позиций безглютенового хлеба, но спрос на данную продукцию не очень большой. Представители «Азбуки вкуса» предполагают, что потребители приобретают ее в узконаправленных магазинах.
В пресс–службе «Ашан Ритейл Россия» отмечают, что безглютеновая продукция дороже, поэтому ее реже покупают. «Большая часть импортируется, но в связи с небольшим объемом продаж импортеры безглютенового хлеба ограничиваются пределами Москвы и Московской области. Затраты на поставки в другие регионы довольно велики», — пояснили в пресс–службе.

Местный опыт

Впрочем, невысокий спрос на безглютеновые продукты не мешает отдельным проектам работать уже много лет. Первый в России специализированный магазин продуктов без глютена Glutena–net открылся в Петербурге более 20 лет назад. Его директор Юльян Шаткевич рассказал «ДП», что в ассортименте торговой точки около 800 наименований товаров. «В продаже как импортная, так и отечественная продукция, причем последней становится все больше, только Петербург представлен шестью–восемью производителями», — говорит Шаткевич. Основные покупатели — люди с целиакией, но в последнее время в магазин приходят и те, кто просто следит за своим здоровьем.
В городе на Неве работает одно из крупных российских производств безглютеновой продукции «Диетика», в октябре, как уже писал «ДП» (№135 от 18.09.2019), запускается новое производство хлеба «Так можно». Также действует три специализированных магазина.
Руководитель общества «Эмилия» Ирена Романовская отмечает, что, с точки зрения потребителей, в Петербурге продукции достаточно. «Представители бизнеса отмечают, что уже происходит перенасыщение рынка. Люди покупают не всю безглютеновую продукцию, которая есть в ассортименте. Ведь в специализированном магазине представлено более 400 позиций», — говорит она. В Петербурге практически создана комфортная среда для людей с целиакией, считает эксперт.
Однако, несмотря на разнообразие ассортимента, продукция всего шести российских производителей прошла лицензирование на соответствие международному стандарту производства безглютеновой продукции AOECS. Список ежегодно пополняется, поскольку аудит российских компаний производится постоянно. «Я не скажу, что российских производителей много, но их достаточно. Если появляются новые молодые компании на этом рынке, то возникает и конкуренция между ними. А значит, чтобы выиграть у конкурента, производители будут делать более качественную продукцию», — считает Романовская.

Еда вне дома

В последнее время тренд на безглютеновую диету добрался до заведений общепита. «Многие кафе и рестораны указывают в меню, что их блюда безглютеновые, но это не всегда так», — говорит Романовская.
Шеф–повар «Фермы Бенуа» Николя Лорье в разговоре с «ДП» рассказал, что для производства безглютенового меню требуется свой цех, чтобы глютен, который есть во многих продуктах, не попадал в блюда. «Сложна организация процесса производства, потому что для таких блюд нужна отдельная кухня и оборудование. Также важно внимательно проводить закупки всех ингредиентов, например, в некоторых соусах или майонезе тоже содержится глютен», — объяснил Лорье.
Он отметил, что на сегодняшний день в их ресторане около 50% всех заказов приходится на безглютеновое меню. Николя Лорье сказал, что за рубежом число ресторанов, где представляют блюда без глютена, растет. Особенно они распространены во Франции и США, в одной Италии около 4 тыс. точек безглютенового питания.
Основательница проекта «Территория безглютеновой кухни» Юлия Волкова поражается тому, насколько тема здорового питания, в том числе безглютеновых продуктов, развита в других странах и практически не распространена в России. «Полтора года назад я стала углубляться в изучение безглютеновых продуктов, открыла небольшое производство. В процессе поняла, что люди с рядом ограничений в питании могут позволить себе вкусные и красивые десерты и торты не хуже обычных кондитерских изделий», — говорит она.
В интернет–магазине «Территория безглютеновой кухни» и кафе «Черника и мед» предпринимательница продает товары только собственного производства. Она отмечает, что сейчас появляется все больше людей, интересующихся таким видом питания с точки зрения здорового образа жизни. В ресторанном бизнесе важно понимать всю степень ответственности при приготовлении этой продукции.
«В ресторанах происходит частая ротация кадров, а это значит, что их нужно постоянно обучать. Специалисты нашей организации к этому готовы, а рестораторы пока нет», — заключила Романовская.
Мария Ревнова отметила, что вреда от соблюдения безглютеновой диеты людьми, не страдающими целиакией и аллергией на пшеницу, нет.