В тени славы. О выставке нонкомформиста Лурье в Русском музее

 

Борис Лурье известен как нью–йоркский художник второй половины ХХ века. Он начал свою карьеру еще в 1950–е, после того как приехал в Нью–Йорк. До этого жил в СССР: родился в Ленинграде в 1924–м, затем его семья перебралась в Ригу, где он провел детство и юность. Во время Второй мировой разделил участь многих евреев, заточенных в концентрационные лагеря. Лурье был в нескольких, в том числе в Бухенвальде, чудом выжил и после завершения войны уехал с отцом в США. Здесь начиналась его художественная карьера: учеба у немецкого экспрессиониста Георга Гросса и первые выставки. Эмигрантов, в том числе из Советской России, в Нью–Йорке тех лет было немало. Из той же Латвии — Даугавпилса — был один из лидеров новой живописи Марк Ротко. Из Армении — Аршил Горки. Спасаясь от нацистов, сюда переезжали и начинающие художники, и звезды авангарда — например, Пит Мондриан.
Лурье уже в 1960–е стал особенной фигурой на нью–йоркской арт–сцене, полемизируя с двумя главными местными художественными сообществами. С одной стороны, он не разделял отстраненность от жизни и политики, свойственную абстрактным экспрессионистам. Ни Джексон Поллок, ставший глашатаем американского либерализма, ни много сделавший для этого критик Климент Гринберг не принадлежали к числу его единомышленников. Энди Уорхол и поп–арт были ему ближе как художнику, много работавшему с коллажем. Однако их живой интерес к проблемам и будням общества потребления плохо согласовывались с его агрессивной критикой капитализма. Вместе с Сэмом Гудменом и Стенли Фишером он основал группу No! Art, равноудаленную и от эстетических экспериментов Поллока, и от изобретательных стратегий поп–арта.
Лурье демонстративно игнорировал арт–рынок, зарабатывая перепродажей акций и операциями с недвижимостью. Он не стал звездой, хотя без этого последовательного нонконформиста сложно представить Нью–Йорк того времени. Слава к нему приходит посмертно. Фонд Лурье вот уже более 10 лет организует его выставки в разных странах. В Строгановском показана репрезентативная подборка его работ. Особенно интересна она желающим узнать о нью–йоркском искусстве, оставшемся в тени славы Уорхола и Поллока.