Отложенный бум. Глава комитета по развитию туризма Евгений Панкевич о новой парадигме индустрии гостеприимства

Изменить себя, не изменяя себе, — так можно описать новый подход властей Петербурга к привлечению путешественников. Помимо всемирно известной классики — архитектура, Янтарная комната, фонтаны Петергофа или Эрмитаж — стоит задача предложить туристу больше вариантов, но не только в городе и не только летом. Об этом "ДП" поговорил с главой комитета по развитию туризма Петербурга Евгением Панкевичем.

Мы беседуем на излете высокого сезона, и было бы странно не затронуть тему его предварительных итогов.

— В 2019–м Петербург, скорее всего, увидит рост по количеству туристов в районе 10% — благодаря в том числе эффектам отложенного спроса и отложенного маркетинга от Чемпионата мира по футболу — 2018. Обращу внимание, что увеличивается число гостей из Латинской Америки, одного из ключевых для нас рынков, но в то же время затратного с точки зрения продвижения на нем. Например, бразильских гостей приехало в первом полугодии на 40% больше, чем за первые 6 месяцев 2018–го. Похожего эффекта ждем и от заседания Генеральной ассамблеи UNWTO и других крупных мероприятий. Серьезный приток туристов даст нам и введение с 1 октября этого года электронных виз в Петербург и Ленобласть. Всего за 4 дня путешественник сможет получить бесплатно визу и приехать сюда. Это радикальное упрощение процесса, который сейчас является одним из главных сдерживающих факторов для увеличения турпотока.

Число гостей действительно растет, и порой кажется, что летом город немного перегружен.

— Мы работаем над решением проблемы сезонности, активно взаимодействуем с нашими соседями — Ленобластью и другими регионами, турсообществом, коллегами из других органов исполнительной власти. Комитет двигается по нескольким направлениям. Во–первых, сформирована событийная карта: при поддержке правительства города проводятся мероприятия, привлекающие туристов в период с осени до весны. Мы уже видим положительный результат, и осенью, и зимой приезжают как российские, так и иностранные туристы. Хотя замечу, что полноценный эффект город почувствует позже, ведь на построение полноценного событийного бренда обычно уходит 5–10 лет. Во–вторых, идет сегментирование по видам туризма: яхтенный, паломнический, гастрономический, спортивный, медицинский, конгрессно–деловой, свадебный и, соответственно, предметная работа с целевыми группами. Подобная сегментация дает эффективный механизм диверсификации турпотока и его распределения по сезонам. В–третьих, выстраиваем работу с зарубежными СМИ и блогерами из различных регионов мира, продвигая среди прочего Петербург и как внесезонное направление, активно участвуем в ключевых выставках. Отдельный фокус в работе комитета по развитию туризма состоит в том, чтобы представить Петербург как привлекательную площадку для съемок кинофильмов и сериалов. Для этого мы привлекли в город Синепозиум Международной ассоциации кинокомиссий — ежегодное мероприятие, где ведущие студии мира обсуждают развитие киноиндустрии.

Речь идет, похоже, о новой парадигме индустрии гостеприимства и развлечений: от немного затертого образа с разведенными мостами, речными трамвайчиками и Эрмитажем к всесезонному направлению с широким спектром того, что в путеводителях называют to do и to see?

— Речь идет о новой парадигме, которую можно назвать тревел–хабом. Почему не рассматривать Петербург, если мы говорим о зарубежном потоке, как точку въезда в Россию? И предложить гостю в кооперации с другими регионами помимо Эрмитажа маршруты в Выборг, Новгород, Казань, Москву? И в самом городе помимо музеев из условного топ–5 есть что посмотреть и посетить. Появляются новые общественные пространства, музеи. Каждый день в течение года — множество концертов, фестивалей, театральных постановок. Далеко не каждая туристическая дестинация может этим похвастаться. Вполне можем говорить об увеличении продолжительности среднего тура с нынешних 3–5 суток до 6–7.
Мы прекрасно понимаем, что в сегодняшнем мире работа туристической отрасли — непрерывный процесс совершенствования, расширения турпродукта. Даже такому раскрученному направлению, как Петербург, нужно постоянно придумывать что–то новое и точечно, сегментированно это продвигать.

Помимо масштабности предложения на величину спроса влияет и цена…

— Туризм становится доступнее с каждым годом за счет появления низких авиатарифов, дешевых вариантов размещения. Возможно, ценовой вопрос был актуален несколько лет назад, но сегодня туристов больше волнует спектр предложенных услуг. Могу с уверенностью сказать, что в Петербурге можно отлично и с пользой для своего развития провести время с любым бюджетом. Мы делаем все, чтобы город продолжал оставаться доступным. Здесь наши усилия направлены на реализацию двух адресных городских программ — по выделению участков и помещений для строительства или размещения трехзвездочных отелей и хостелов, это качественные гостиничные услуги по разумной цене. В 2019–2021 годах в Петербурге появятся три отеля категории "4 звезды" и несколько "3 звезды". Как видите, думая об инновациях в турпродукте и его красивой упаковке, мы не забываем и базисе.