Золото и никакой иронии. В Хельсинки приступили к постановке нового "Кольца нибелунга" Вагнера

Автор фото: EPA/Vostock-Photo
Если вы до сих пор боитесь Вагнера, вам прямая дорога в Хельсинки. Такого детского, незатейливого по мысли и попсово пестрого по содержанию "Кольца", кажется, нигде больше не найдешь. И сомнений в том, что дальше все пойдет именно так, как в только что представленном "Золоте Рейна", быть не может.
"Кольцо" — это всегда предмет особого престижа для оперного театра, считается, что до него надо дорасти и это своего рода маркер суперлиги. В Хельсинки до "Кольца" впервые дошли в конце 1990–х, когда его поставил крупнейший немецкий режиссер Гётц Фридрих в содружестве с замечательным сценографом Готтфридом Пильцем. Оно было эстетски пронзительно красивым, умным по идеям, ясным по движению, в нем не было концептуального перебора, это был своего рода шедевр. Но авторы не были финнами.
Теперь пришла пора эксклюзивно финского "Кольца". Дирижирует главный финский маэстро — Эсса–Пекка Салонен, а режиссером выступила постоянный ассистент труппы. До этого она ничем не прославилась, зато выбранный художник — мастер эстрадных и цирковых шоу. Довольно неожиданно так все и вышло.
На сцене происходит практически то, что прописано в либретто. Уже в начале — скалы на Рейне и речные девы в блестючих одеждах, ну а уж Альберих — настоящий старый водяной. От такой сказочной наивности просто оторопь берет, так давно никто не делает.
Ну а дальше появляются боги. Задайте вопрос прохожим на улице: какие бывают боги? Услышите автоматический ответ — как в Греции. Тут так и сделали. В тогах и сандалиях они возлежат на ложах, им разносят амброзию, Валхалла предстает в проекциях как коринфский храм. Всё как в школьном учебнике или у художников школы Тимура Новикова.
Чистый, беспримесный детский сад. И никакой иронии. Все шутки Вагнера и над Вагнером опускаются. А добавляются компьютерные проекции драконов, змей, гигантов и т. п. Боги все равно все одинаковы — так чего заморачиваться.
Вагнер уже давно стал музыкой "Происхождения семьи, частной собственности и государства" Энгельса. Все, собственно, так и есть: в "Золоте" — про власть денег, в "Валькирии" — про диктатуру семьи, а дальше бандит — и крах. В этой постановке на подобные сложности и намеков нет. Чистая сказочка, неприкрытый экшен. В своем роде показательно. Время не хочет мыслей. Как насчет просто картинок?
Поют отлично, спору нет. Образцовый Вотан Т. Хаккала, отменный Альберих Ю. Расилайнен, высшего качества, ну, может, чуть итальянистый Логе Т. Катайала, но хороши все, тут сказать нечего. Проблема в другом — в Салонене. Бесспорно, он дирижер высшего класса, но к Вагнеру подошел впервые, до этого он вообще в опере появлялся редко. Все явно построено под него, наверняка именно он выбрал такой картиночный подход. Но, как ни странно, и его Вагнер оказался таким же. Все собрано, спаяно, очень ловко и точно (временами подплывают только медные, что неизбежно). Но кажется, что Вагнер — это такая компьютерная игра, где умело нажимаются клавиши лейтмотивов и вообще все исключительно хитрым умом скроено. И тут Вагнер превращается в Стравинского, нет главного — стихии, не лавиной идет, а подпрыгивает. Понимаешь, что, как ни ругай теперь Валерия Гергиева, но главным вагнеровским дирижером нашего времени был и останется именно он. Останется, увы, только в памяти, так как безудержность дирижирования унесла в прошлое и это. А Салонен — это ловкость рук, но никакой природы. И "Золото" не омерзяюще властное, а так — мелькание. Мульти–пульти.