Шире круг. Какие проблемы возникают в новостройках со сложной геометрией

Автор фото: Vostock-Photo
Игра с округлой формой — историческая традиция в архитектуре. Гнутая геометрия объяснялась в одних случаях символизмом, а в других — функциональностью.
Скругленные жилые дома сейчас строят совсем не для того, чтобы, как в анекдоте, из–за угла не убили. В основном такая форма объясняется конфигурацией участка или желанием создать больше видовых квартир. "ДП" ищет и находит здания с необычной геометрией и рассказывает, не возникает ли проблем у застройщиков.

Нефункциональное архитектурно–строительное баловство

Игра с формой домов имела место в Петербурге далеко за пределами XX века. Один из самых известных подобных объектов — круглый жилой флигель во дворе у Семеновской площади. Он был построен в 1822 году по проекту Иосифа Шарлеманя. Но если это было, скажем так, нефункциональное архитектурно–строительное баловство, то множество выдающихся сооружений создавали скругленными во имя градостроительства. Как не вспомнить Главный штаб, ансамбли площади Ломоносова, Обуховской площади, утраченной Коллежской площади позади Биржи на Васильевском.
В советское время любили закладывать в форму зданий символы. Школа на проспекте Стачек, 5, проектировалась как схематичное изображение серпа и молота, а школа на Большом Смоленском, 36, — самолета.
Сейчас скругленный фасад может применяться в основном в трех случаях: из–за формы земельного участка, ради увеличения количества видовых квартир или для фиксации углов улиц и иных ответственных мест.

Скруглить без потерь

В 2008 году ООО "Коммерческо–технический центр "Профит" построило жилой комплекс на улице Шелгунова. Один из домов (7, корпус 1) повторил изогнутую форму улицы, другой, дворовый (9, корпус 1), — был выполнен в форме скобки. Внутренний вогнутый двор обращен к Неве, на которую на тот момент еще открывался вид, вспомнил в беседе с "ДП" гендиректор ООО "Творческая архитектурная мастерская Реппо" Владимир Реппо.
"Такое решение благодаря компактному расположению дома позволило выиграть площади и создать у большего количества квартир вид на Неву. К сожалению, спустя 10 лет рядом появился еще один жилой дом, который полностью закрыл этот вид", — говорит Реппо.
Этот "еще один дом" (7, корпус 2) в 2013 году возвела группа RBI. Что интересно: его автор, архитектор ЛенНИИпроекта Мария Лапшина, тоже выполнила здание в форме полумесяца, но таким образом, чтобы организовать между домами визуально общий круглый двор.
"Хотелось градостроительного завершения, — не скрывает Лапшина отсылки к задумке коллеги. — Наш дом, который тоже выполнен скобочкой, очень хорошо сел, завязался с (домом. — Ред.) Реппо". Собеседница "ДП" отметила, что благодаря такому решению удалось организовать большое количество квартир с видом на Неву.

Гнутый профиль

К идее с полукруглым фасадом вдоль главной петербургской реки и ее рукавов обращались и другие архитекторы. Например, центральный дом в составе комплекса на Ушаковской набережной, 3, возведенного Setl Group, выполнен в виде греческой буквы "омега".
"Такая форма дала возможность создать практически у всех квартир вид на Невку, а также увеличить фасадный фронт", — рассказал "ДП" Евгений Подгорнов, чье ООО "Интерколумниум" выполняло проект.
Из–за скругленной формы квартиры становятся не прямоугольными, а трапециевидными. Однако это не мешает удобно расставить мебель, поскольку радиус окружности довольно большой и оригинальность формы почти не ощущается, говорит Подгорнов.
Здание на улице Матроса Железняка, 57 (группа "Модуль"), повторяет изгиб улицы, а дом на углу улицы Академика Павлова и проспекта Медиков (Bonava) — радиус съезда развязки с Кантемировским мостом. Впрочем, так бывает не всегда. В спальных районах, несмотря на изогнутую дорогу, чаще вдоль нее расставляют прямоугольные дома. Среди примеров — проспект Маршака и аллея Евгения Шварца (ЛСР), улица Валерия Гаврилина ("Главстрой–СПб"), Парашютная улица (ЮИТ), проектные улицы намыва, в частности бульвар Головина (Seven Suns Development).
В этом есть здравое зерно, уверен доцент Санкт–Петербургского архитектурно–строительного университета Владимир Линов. Любые точечные дома, на его взгляд, лучше длинных высоких, даже если они повторяют формы улицы. В то же время собеседник "ДП" считает, что универсальных решений нет и какую форму лучше придать дому — зависит от проектировщика.

Изгиб навечно

На некоторые жилые комплексы оказали влияние железные дороги — подъездные пути к закрывшимся предприятиям. Например, восточные корпуса квартала ЛСР на Пулковском шоссе, 26, навечно сохранили изгиб рельсов, которые некогда вели на Мясокомбинат имени Кирова. Для промышленного участка на Якорной улице, 9, спроектирован жилой дом с изогнутой секцией. В пояснительной записке к концепции, разработанной ООО "Архитектурная группа "Среда", говорится: "Простая архитектура фасадов противопоставлена сложной и живописной композиции комплекса, большое влияние на которую оказало наличие подъездных железнодорожных путей".
В случае с апарт–отелем на Политехнической улице, 6, вогнутая форма обусловлена наличием вентиляционного киоска метрополитена. Такая идея связана с соблюдением нормативов, рассказали "ДП" в группе "ПСК", которая и возводит апарт–отель: "Расстояние от киоска до здания должно быть не менее 25 м (у нас фактическое расстояние — 30 м). Для соблюдения этих норм выбрано визуально наиболее привлекательное решение в виде плавно изогнутого фасада. Однако, если бы объекта метрополитена рядом не было, не исключено, что фасадное решение осталось бы таким же".
Что касается планировок, то девелопер вторит словам Евгения Подгорнова: из–за большого радиуса скругления апартаменты имеют почти прямоугольные формы: "Как видно на планировках, пространство не искривлено, характер фасада не создает особых требований к подбору мебели или монтажу напольных покрытий. Все апартаменты сдаются с отделкой, и для этих вариантов у нас нет какого–либо коэффициента "за сложность" чистовых работ".
"Специфика спроса на квартиры в таких проектах связана с двумя вещами. С одной стороны, строительная себестоимость и цена отделки таких квартир зачастую выше, да и эргономика помещений имеет определенные ограничения. С другой стороны, в числе плюсов можно отметить лучшие видовые характеристики и хорошую освещенность квартир", — пояснила "ДП" руководитель отдела развития продуктов и разработки концепций компании "Северный город" Тамара Попова.