О загадке Медведева и мечте Грефа. Сезонная закономерность деловой активности в России

Автор фото: РИА Новости

Послезавтра — осень. Спешите потрудиться.

Лето заканчивается. Это очень хорошо. Просто здорово. Потому что в России год делится не на четыре сезона, как у некоторых, а на два. "Время 1" — когда ты работаешь и другие работают. "Время 2" — когда ты работаешь, а другие не работают.
И если наступает "Время 1", то нельзя расслабляться — надо пользоваться моментом, влезать в авантюры, запускать проекты и встречаться с теми, с кем невозможно встретиться во "Время 2".
"Время 1" — это сентябрь, октябрь, ноябрь и кусок декабря. Дождь, дети в школе, праздников практически нет — идеально для работы.
Потом, где–то с 10 декабря, начинается "Время 2" — все начинают думать о подарках / корпоративах и переносить встречи на конец января. На самом деле они обманывают. "Время 2" длится до начала февраля, потому что ни один разумный руководитель не ездит на отдых на Рождество — это же так глупо: толпы туристов и все так дорого. Разумные руководители отдыхают от новогодних каникул после их окончания.
Потом снова начинается "Время 1", которым надо пользоваться, — это остаток февраля и почти полные март с апрелем.
Затем опять "Время 2" с коротким перерывом на Экономический форум — умно назначать встречи именно там, поскольку не побывать на форуме — не комильфо для людей дела (что, спрашиваешь, и ваш начальник не пожалел заплатить 400 тысяч за участие в форуме? — Нет, что ты, у нас же есть корпоративная газета, он от нее аккредитовался).
Встречи на форуме желательно назначать на четверг, в крайнем случае — на утро пятницы, до выступления президента. Практика показывает, что после выступления уже трудно найти нужных людей — так сильно на участников выступление действует, уезжают на вечеринки осмыслять.
Ну а потом опять лето, когда ты ходишь на работу, а другие объясняют, что они ходили на нее ровно тогда, когда не ходил ты.
В итоге на круг на активную жизнь в России выходит пять с половиной месяцев. И в этих трудных обстоятельствах премьер Медведев подкинул загадку про переход на четырехдневную рабочую неделю.
Эксперты скептически идею встретили — как можно у нас, где производительность труда так низка, уменьшать рабочее время! Эдак мы никогда не то что Португалию, но и Албанию не догоним!
Ясно, что премьер Медведев эту идею не сам придумал — это распространенная западная мысль: алгоритмы и нейронные сети наступают, прекариат и 3D–печать, мир переходит от права владения к праву доступа. В общем, народ надо готовить к тому, что прежних рабочих мест будет все меньше, а свободного времени все больше, его надо учиться разумно использовать. В Нидерландах рабочая неделя уже 27 часов.
Ясно, что премьер Медведев понимает, у нас — это не у них. Поэтому сразу после выдачи поручения пояснил, что это на перспективу: лет на десять вперед.
Зачем тогда говорил? Это был знак. Я слежу за мировыми тенденциями. Я в курсе, куда идет мир. Держу руку на пульсе.
То есть современный человек. С перспективой. Послал сигнал всем думающим людям.
Другой думающий человек — Герман Греф — другой пример показывает. Увлечен новейшими бизнес–теориями. Одна из последних — теория бирюзовых организаций Фредерика Лалу. Он все бизнес–модели делит по цветам. Самая заскорузлая модель — красная: сильные вожди, злоупотребление властью, замечательная адаптация к хаосу, не способны достигать сложных результатов (Лалу считает, что в нашем мире таким ужасным образом устроены только наркокартели, но у нас и другие примеры найти можно).
Самая распространенная модель — оранжевая. Здесь царствует меритократия (то есть руководящие посты должны занимать самые способные). В оранжевой модели успех измеряется деньгами, организации мыслятся как машины.
Процветает ненавистное Лалу социальное неравенство: начальники получают просторные кабинеты и летают первым классом. Подчиненные летают экономом и сидят за перегородками.
Но все это уже жутко устарело. Спасение — в переходе на бирюзовую модель. Объяснить, что это, непросто. В бирюзовой модели всех заботит внутренняя правота, и люди задают себе вопросы: верен ли я себе? Смогу ли я исполнить свое предназначение? Послужу ли я миру?
Вот куда смотрит Греф. Может, и неспроста Сбербанк меняет свой логотип.
Но нам пока не до этого — потому что наступает "Время 1", и мы подумаем о Грефе, когда наступит декабрь.
Сергей Балуев, главный редактор журнала «Город 812», специально для «ДП»