Сидим на деньгах. Скупость федцентра и высокие кредитные ставки ведут к резкому сокращению инвестиций

Автор фото: Евгений Асташенков
Статистика в России с каждым месяцем становится все более противоречивой. Целый ряд важных для экономики показателей свидетельствует о кризисе. Перестал расти спрос на рабочую силу. Падение грузооборота по стране в июле составило 1,2%. Всего на 1% выросла розничная торговля. Ускорилось сокращение платных услуг населению (до –2,7%).
"Исходя из динамики базовых отраслей, вырисовывается печальная картина продолжающейся стагнации с постепенным сползанием в рецессию. Но нет! Всё совсем не так! Минэк утверждает, что рост ВВП ускорился вдвое — с 0,8% в июне до 1,7% в июле!" — недоумевает в своем телеграм–канале директор аналитического департамента "Локо–Инвест" Кирилл Тремасов.
Как уже писал "ДП", примерно такая же ситуация сложилась и в Петербурге. Ряд показателей (розничная торговля, объем платных услуг населению, строительная активность) стагнируют, при этом Петростат отчитывается об уверенном росте промышленного производства. По его оценкам, в январе–июле в Петербурге этот показатель вырос на 5,1%. Теоретически динамику могли поддержать автопроизводители (рост +6,6%), притом что их доля в городской промышленности сравнительно высока. Также значительно выросло производство напитков (+7,1%), а вот пищепром стагнирует (–0,5%).
На федеральном уровне эксперты вообще не доверяют расчетам Росстата по промышленности (+2,8% по итогам июля). Независимые оценки, проведенные экспертами ЦМАКП и ВШЭ, не обнаруживают никакого роста.
Общемировой фон с каждым месяцем тоже ухудшается, хотя иногда выглядит лучше прогноза. Так, большинство европейских экономик во II квартале все–таки удержались в положительной области, обеспечив еврозоне прирост на 1,1% год к году. В аутсайдерах Германия, чей ВВП сократился за квартал на 0,1%. Это еще не рецессия: она диагностируется после двух кварталов спада подряд.
Судя по таможенной статистике, сложности Германии никак не сказываются на товарообороте. Экспорт из Петербурга и Ленобласти практически не изменился и составил $1,13 млрд. При этом импорт сократился на 10,5%, до $1,2 млрд. То есть это не обедневшие немцы стали меньше покупать, а наоборот.
В Российско–Германской внешнеторговой палате "ДП" сказали, что не ощущают влияния спада. Напротив, летом компания Sarstedt заложила первый камень в строительство завода в Петербурге, а в сентябре компания Henkel открывает на территории Ленобласти 10–й завод в России.
"Мы в России под кризисом понимаем тотальный коллапс, а наши европейские коллеги — предсказуемое циклическое явление, — говорит Денис Соколов, партнер, руководитель отдела исследований и аналитики Cushman & Wakefield. — Есть вероятность даже не кризиса, а снижения темпов роста. Я не думаю, что такой процесс в Европе на нас повлияет. В этой ситуации возникает дефицит инвестиционного капитала, но у нас он и так был, многие иностранные инвесторы ушли еще в начале санкционной войны".

Вкладывать некуда

Продолжается сокращение инвестиций в экономику Петербурга: 206 млрд рублей за полгода — это на 21,9% ниже, чем годом ранее. И даже в Ленобласти, где до сих пор фиксировался двузначный прирост, дела пошли хуже. За полгода в экономику региона вложено 159 млрд рублей (–1,9%).
Вполне возможно, сказался эффект высокой базы, поскольку год назад в город вкладывали много денег из–за подготовки к Чемпионату мира по футболу, предполагает руководитель аналитической службы УК "Доходъ" Владимир Киселев.
С другой стороны, новые госинвестиции не поступают, так как национальные проекты забуксовали и государство еще не начало активно вливать обещанные деньги в экономику. Заложенные в бюджете на этот год расходы по итогам первого полугодия исполнены на 42,5%, подсчитали в Счетной палате. "Запуск нацпроектов не изменил ситуацию: их бюджет исполнен лишь на 32,4%", — отметил в Twitter ее глава Алексей Кудрин.
"Если посмотреть на статистику ЦБ, увидим, что корпоративный долг не растет, инвестиций каких–то компании не делают, — констатирует Денис Соколов. — Нет высокодоходной отдачи. Стоимость денег достаточно высока, в кредит можно взять под 8–10–12% годовых, маржинальность оказывается в тех же самых диапазонах. То же самое мы видим на рынке недвижимости. Сделок очень мало, потому что продавцы не знают, куда вкладывать деньги, если они продадут свои активы".

Ненужный бонус

Хорошей новостью в этом месяце стало решение международного рейтингового агентства Fitch повысить долгосрочные кредитные рейтинги Санкт–Петербурга с ВВВ– до BBB. Однако это не сюрприз: оценка субъектов выросла автоматически после того, как Fitch поднял страновой рейтинг (он является потолком для всех эмитентов внутри страны).
Воспользоваться этим решением город тоже не сможет, поскольку новая администрация приняла решение отказаться от заимствований. "Рейтинги при прочих равных условиях влияют на стоимость заимствований. Чем они выше, тем дешевле получается занимать деньги на рынке, и наоборот. Сейчас в обращении находятся два выпуска облигаций Санкт–Петербурга суммарным объемом 30,1 млрд рублей, и новых планов по размещению у города пока нет", — напоминает Вадим Иосуб, старший аналитик ИАЦ "Альпари".
Остается ждать, когда деньги польются из рога изобилия нацпроектов. Но всерьез (с цифрами и анализом) вопрос об эффективности этих инвестиций еще даже не поднимался.