Федеральная антимонопольная служба обязала оператора выплатить штраф в размере 250 тыс. рублей за недобросовестную маркетинговую акцию "Пакет навсегда" (проходила в 2015–2016 годах). "Ростелеком" пообещал абонентам, что сниженная на время акции стоимость услуг оcтанется неизменной и в будущем. В публичной оферте оператора также было указано, что тарифные планы в рамках акции не подлежат изменению.
Тем не менее уже в 2017 году цены архивных тарифов на интерактивное ТВ и домашний интернет выросли почти на 40 рублей (при средней цене тарифа 400 рублей).
По словам юристов, шансы обжаловать и отменить постановление антимонопольной службы крайне невелики, об этом свидетельствует уже сложившаяся практика претензий ФАС к операторам, в том числе к "Ростелекому".
Эксперты рассказывают, что операторы связи регулярно повышают стоимость дополнительных услуг, не уведомляя об этом абонентов.
"Нередко операторы ошибочно полагают, что в силу законодательства о связи они наделены правомочиями изменить условия тарифов при соблюдении порядка уведомления потребителя о таких изменениях, — рассказывает управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь. — В большей степени рассматриваемая ситуация связана с вопросами прибыли и убытков, а также активности потребителей в сфере направления жалоб в антимонопольные органы, а не с добросовестностью или недобросовестностью телекоммуникационных компаний".
По словам экспертов, зачастую операторы повышают тарифы и вовсе не уведомляя об этом абонентов. Прецеденты наказаний за аналогичные нарушения, как правило, никого не пугают.
"Операторам мобильной связи и интернет–провайдерам, особенно в крупных городах, экономически может оказаться выгоднее пересмотреть тарифные условия, в том числе заплатив штраф в размере 250 тыс. рублей, чем потерять многомиллионные прибыли, сохраняя при этом тарифы неизменными", — добавляет Светлана Гузь.
По той же причине ФАС нередко ловит операторов на sms–рассылке рекламы без согласия абонентов.
Подобную позицию отчасти оправдывают и профессиональные маркетологи. "Ни у кого не стоит задача обмануть своих клиентов. Мы и каждой девушке искренне клянемся в вечной любви. Однако далеко не все, что мы планируем, сбывается", — считает вице–президент Российской ассоциации маркетинговых услуг Михаил Симонов. Он уверен, что 200 тыс. рублей — незначительная цена за небольшое изменение планов.
В свою очередь, глава аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин подчеркивает, что подобные маркетинговые приемы на рынке применяют в связи с особенностями менеджмента. По его словам, тарифы на использование цифровых услуг глобально пересматриваются каждые 3–5 лет, и ответственных за нарушение будет уже не найти.
"Менеджер провел глупую акцию, выполнил план, получил бонусы и ушел, а как кто–то другой будет выполнять обещания — никто не думает", — считает аналитик.
Отметим, что ФАС регулярно предъявляет иски ко всем крупным игрокам телекоммуникационного рынка. Повышенное внимание ведомства к "большой четверке" ожидаемо вызвано их доминирующим положением. Несмотря на это, игроки рынка продолжают публиковать недобросовестную (по оценке антимонопольной службы) рекламу.
Среди наиболее актуальных примеров — претензии антимонопольщиков к рекламной кампании Tele2 для болельщиков. Во время Чемпионата мира по футболу 2018 года оператор запустил тарифы "Гол" и "Супер гол", а также совершил другие действия, которые, по мнению ФАС, создавали ощущение причастности Tele2 к мероприятиям FIFA. По мнению ведомства, эта кампания переманивала потенциальных клиентов у "Ростелекома", который действительно был официальным спонсором мероприятия.
Наиболее показательный пример был в 2016 году, когда МТС уличили в продаже своих сим–карт в упаковках, на которых повторялся фирменный стиль других операторов. Представитель компании тогда отметил, что в контракте на покупку сим–карты (и на ней самой) оператор указан — следовательно, нарушения нет. Однако ФАС решила иначе и оштрафовала МТС на 250 тыс. рублей.