Смеяться, право, не смешно. Студии отказываются от закадрового хохота в ситкомах

Мы привыкли разбирать фильмы и телешоу до тонкостей, однако о многих знаковых вещах в этом привычном мире даже не задумываемся. Сегодня поговорим о том, что за люди смеются в наших любимых сериалах, давно ставших классикой.

Все началось, как водится, в античности. Говорят, еще Нерон заставлял легионеров устраивать ему овации в толпе, чтобы простой народ, перед которым он выступал с речью, подхватывал эту волну ликования. Не остались в стороне и талантливые выдумщики в средневековой Франции — например, за обещание усердно аплодировать бесплатно раздавали билеты в театр. В XIX веке и вовсе появились "хлопальщики", которых можно было нанять через агентства. А в 30–х годах прошлого века по радио уже зазвучали прямые трансляции комедийных спектаклей. Разумеется, была слышна и реакция зрителей. Именно таким способом, то есть через прямой эфир, живой смех потом пришел и на телевидение.

Классика жанра

Когда появились первые ситкомы (ситуационные комедии), камеры снимали их перед полной студией в прямом эфире. И именно это во многом способствовало феноменальному успеху жанра — зрители понимали, где должны смеяться, и им это нравилось. Однако со временем телевидение перешло в записывающий формат, да и сами создатели осознали все минусы работы с живым залом — люди уставали от множества дублей, да и их реакция была хороша именно в первый раз, не говоря уже про то, что смех заглушал реплики актеров… Ко всеобщему облегчению, звукорежиссер "Шоу Хэнка МакКьюна" (CBS) Чарли Дуглас придумал способ решить эти проблемы — закадровый смех. Он изобрел специальную машину, которая на программах с живыми зрителями добавляла записанный заранее хохот там, где его казалось мало, и приглушала тогда, когда зал смеялся слишком долго. Именно так и появился так называемый трек смеха, востребованный до сих пор.
В начале 2000–х российские зрители смотрели множество ситкомов под аккомпанемент американского смеха. Одним из самых старых был, пожалуй, черно–белый сериал про забавную блондинку "Я люблю Люси". Шоу выходило в США с 1951 по 1957 год, у нас его несколько раз повторяли на телеканале ТНТ. Жизнерадостная домохозяйка и фанатка папильоток, Люси всячески старалась удивить мужа — ведь он актер, но о сцене мечтала и она. Эта умилительная семейка полюбилась российской аудитории почти так же сильно, как домочадцы "Альфа". История про мягкого и пушистого носатого инопланетянина (все 4 года съемок — с 1986 по 1990–й — куклу двигал и озвучивал сам шоу–раннер Пол Фаско) пользовалась невероятной популярностью как у детей, так и у взрослых. Дружный хохот за кадром очень подходил тому набору несуразностей, которые творили герои, приютившие у себя на диване гостя с планеты Мелмак.
Первым российским ситкомом стал "Кафе "Клубничка" (РТР, 1996–1997 годы). В нем "засветилось" большинство известных советских и российских актеров. Но по–настоящему любовь россиян отечественные ситкомы завоевали уже в 2000–х, когда на телеканале СТС вышла адаптация американского сериала "Няня" — "Моя прекрасная няня", проект, который прославил Анастасию Заворотнюк и подарил второе дыхание карьере Сергея Жигунова.

Лучшее лекарство от скуки

Но все–таки самым успешным представителем жанра были и пока остаются "Друзья" (NBC). Жизнь шести юношей и девушек из Нью–Йорка покорила сердца миллионов фанатов по всему миру на целых 10 лет — проект продолжался с 1994 года по 2004–й, причем российская аудитория значительно позже познакомилась с героями, но не менее сильно их полюбила. Сериал, сделавший мировой звездой Дженнифер Энистон, подарил миру одну из самых узнаваемых мелодий, идеальный для мерча логотип, множество шуток, ставших крылатыми. Стал уникальным лекарством от скуки и плохого настроения, которым спустя 15 лет продолжают пользоваться многие взрослые, выросшие под дружный зрительский смех в квартирах Рейчел с Моникой и Джоуи с Чендлером. Успех шоу можно объяснить совокупностью ярких типажей, харизмы актеров и, конечно, искрометных диалогов, за которые отвечали создатели проекта Дэвид Крейн и Марта Кауффман.
Затем был почти столь же феноменально успешный "Как я встретил вашу маму" — он шел в эфире CBS с 2005–го по 2014 год. История молодости Тэда Мосби, которую он в виде флешбэков рассказывает своим детям, на самом деле выходила с живым смехом. Шоу–раннеры решили показывать каждый смонтированный эпизод группе людей и сопровождать озвучку настоящей, а не "машинной" звуковой реакцией.
Не менее популярна "Теория большого взрыва" (CBS). Самый свежий из золотой тройки, этот сериал отличается тем, что он не просто демонстрировался, но и полностью снимался перед живой аудиторией. Премьера состоялась в 2007–м, финал последнего сезона, 12–го, вышел в эфир 16 мая этого года.
Пожалуй, окончание рассказа про четырех друзей–ученых и их симпатичную соседку Пенни — это своего рода закат эры "смеющихся" ситкомов. Их эпоха постепенно подходит к концу. Они все еще есть в эфире, но среди них уже нет стопроцентных хитов. Первым ситкомом без закадрового хохота стала "Клиника" (NBC и ABC), вслед за ней многие новые получасовые сериалы этого формата стали отказываться от ключевого жанрового приема. Сам отказ от трека смеха в шоу, предполагающем закадровый хохот, уже стал отдельной визитной карточкой, создав тем самым новый тип ситкомов. В них зрителям предлагается самостоятельно определить, весело им или нет. Постепенно именно в таком формате запускается все больше новых проектов. Словом, современная аудитория, похоже, не очень хочет, чтобы ей подсказывали, что же она сейчас чувствует и когда должна начать оглушительно смеяться.