Бог троицу любит: этнофестивали "Кукушка", "Музыки мира" и "Части света"
Любят у нас держать в напряжении хороших людей. Казалось бы, нет ничего более духоподъемного и национально–скрепляющего, чем фестиваль этнической музыки, где можно послушать, попеть, поплясать, поучиться игре, например, на гуслях в компании музыкантов, которые занимаются своими корнями и истоками, потому что сами так хотят, а не ради зарплаты в госколлективе или поп–проекте. Фестиваль русской и финской культуры "Кукушка" таким и затевался в Выборге в 2016 году: соединение карело–финских и российских северо–западных традиций, марафон концертов всяких симпатичных этно–исполнителей под присмотром знатного куратора–арбитра Сергея Старостина, опен–эйр, красота. Но нет. В 2019 году государство вдруг решило, что денег на "Кукушку" не даст. Организаторы напряглись, объявили краудфандинг, переехали в Выборгский дворец культуры (это вместо роскошных гуляний на траве), фестиваль все–таки проведут. На героизме и энтузиазме, сжав зубы и урезав программу.
За музыкой на "Кукушку" надо ехать 3 августа к часу дня. Программа плотная, даже чересчур: каждому исполнителю дается всего полчаса. Российские завсегдатаи фестиваля — от всеволожского фольклорно–этнографического ансамбля "Рёнтюшки" до петербургских пост–фолкеров Testo и "ВысОко", от ставропольской по–южному всеядной "Лествицы" до новгородских любителей тайги и тундры "Сойма". В хедлайнерах — весьма предсказуемо, но от того не менее отрадно — сам Сергей Старостин и Марина Капуро с группой "Яблоко". Финская делегация состоит из весьма нетривиальных коллективов. Celenka занимается балканщиной на финском языке. Juurakko поют и играют ранний афроамериканский блюз на кантеле, йоухикко, гармошке и ящике для сигар. И только прославленная гармонистка–певица Anne–Mari Kivimaki & Palomylly занимается собственно финскими корнями, превращает родные песни и наигрыши в меланхолично–танцевальный минимализм. Отличный финал для "кукушкина" марафона. Вот только хотелось бы, чтобы эта точка не стала последней в истории обаятельного фестиваля.
10–11 августа наступит очередь другого молодого этнопредприятия, которое четвертый год борется за жизнь, счастье и народное просвещение во дворе и концертных залах Шереметевского дворца — Музея музыки. Этническому фестивалю "Музыки мира" городские власти в финансировании не отказывают, но на творческие амбиции все равно не хватает. Фестиваль, сочиненный Музеем театрального и музыкального искусства, замахивается на Восток, стремится привозить в Петербург окончательную экзотику из Хакасии и Бурятии, Казахстана и Киргизии, да не простую, а непременно смешанную с джазом, роком или электроникой. Получается со скрипом: на авиабилеты гениальных якутов или великолепных армян все время не хватает. Но есть и плюс: двухдневный опен–эйр на Фонтанке никуда не спешит, каждый гость дает полноценный часовой концерт плюс public–talk во дворце с рассказами об этнических инструментах и музыкальном житье–бытье. В 2019 году открытиями фестиваля станут холодноватый, но немыслимо виртуозный азербайджанский этно–джаз "Джанги" с солистами на уде и таре, дуэт ZeMe из Латвии, в котором гусли–кокле сочетаются со скрэтчем и танцевальной электроникой, занятные цыганские рокеры из Нижнего Новгорода Gipsy Grai. Даже молдаване Zdob si Zdub везут особенно этнографическую программу, как в старые добрые времена альбома Tabara Noastra. В поисках новых имен фестиваль затеял открытый конкурс, и в результате в Петербурге впервые появится его лауреат — крайне интеллигентный джазово–сефардский Ансамбль средиземноморской деконструкции из Москвы. Он составит хорошую рифму уже известному московскому армяно–балкано–индийскому постджазовому коллективу Seven Eight Band. Ну а прошлогодние лауреаты, тувинские этно–рокеры Khoomei Beat, выступят на контрасте.
Наконец, 7 сентября в третий раз состоится фестиваль Бориса Гребенщикова "Части света". Предприятие это кажется вполне обеспеченным, но тоже держится исключительно на доброй воле инициаторов. Приходится лишь догадываться, чего стоит собрать в Юсуповском саду западных звезд world music — от легендарных ирландцев Steeleye Span до швейцарско–тибетской мантра–дивы Дечен. Впрочем, до "Частей света" еще далеко, речь о них впереди. Пока что лишь отметим: хороших (и разных) этнофестивалей в Петербурге и его окрестностях уже три. Пусть их не станет меньше, ведь трудно придумать что–то более душеполезное в области национальной культурной политики и в нашей с вами летней музыкальной жизни.