Деньги на мотивации. Почему инфобизнес продолжает расти и приносит высокие прибыли

Автор фото: vostock-photo

В России принято относиться к инфобизнесу весьма скептически, обычно на этот сектор смотрят свысока. Тем не менее большое количество предложений на рынке мотивационных лекториев, курсов, онлайн-школ и образовательных конференций говорит о том, что услуги инфобизнесменов пользуются спросом. По факту сейчас это один из самых объемных рынков в стране, который, по разным оценкам, насчитывает 20 млрд рублей. "ДП" выяснял, сколько прибыли приносит этот вид деятельности и как быстро окупается организация мотивационного тренинга.

Понятие "инфобизнес" с годами размылось, традиционно к такому виду предпринимательской деятельности относят предоставление каких-либо образовательных или консультационных услуг. То есть всего того, что нельзя потрогать руками. Поэтому в широком смысле к инфобизнесу относится как рынок онлайн-образования, так и рынок мотивационных тренингов, бизнес-школ и различных офлайн-мероприятий — конференций, коуч-сессий и т.п.

Что считать инфобизнесом

Эксперты отмечают, что в последнее время рынок онлайн-образования постепенно начал отделяться от инфобизнеса в целом, потому что слово "инфобизнес" с годами приобрело неоднозначный окрас. По мнению совладельца сервиса GetCourse Сергея Михайлова, классическое определение инфобизнеса — получение прибыли посредством продажи информации. Но это определение является слишком широким. "Под такое определение попадает и книжка в магазине — в ней же просто информация и ничего более. И она продается. И онлайн-кинотеатр, который продает фильмы, тоже попадает тогда в инфобизнес. Однако никто не ассоциирует эти примеры с инфобизнесом на самом деле. А само это слово, безусловно, имеет какой-то негативный ореол. Почему и откуда он берется?" — задается вопросом бизнесмен.
В качестве объяснения он приводит следующий пример: книга или билет в кинотеатры, даже самые элитные, никогда не будут превышать стоимость максимум в 5 тыс. рублей. При этом курс программирования на iOS стоит примерно 150 тыс., потому что в данном случае продается уже не просто информация, а будущий результат, который будет получен благодаря проданной информации и практическим заданиям курса. Но даже в этом случае это все еще не инфобизнес, а скорее просто платная образовательная программа, похожая на обучение в университете или в колледже, но переложенная на онлайн-платформу.
"И давайте посмотрим на следующий выдуманный пример. Онлайн-курс, на продающем лендинге которого написано: "Результат программы: вы станете маркетологом в течение 3 месяцев, с ежемесячным доходом от 300 тыс. рублей в месяц, работая удаленно из дома, с гарантией получения клиентов на ваши услуги", — продолжает Михайлов. — Чувствуете проблему? Даже если существуют ученики, прошедшие этот курс и действительно вышедшие на такой уровень дохода, вряд ли это удалось каждому ученику. А текст так написан, что мозг интерпретирует его как гарантию такого результата каждому. Это можно назвать "формирование завышенных ожиданий" у потенциального клиента. Является ли это прямым обманом? Тут могут быть разные мнения, и это дискуссионный вопрос, который бы я хотел оставить риторическим. Вот этот пример точно можно назвать инфобизнесом".
При этом Сергей Михайлов обращает внимание, что проблема приукрашиваний присуща любому бизнесу, связанному с продажей информации. Так, в телевизионной рекламе можно встретить обещания о голливудской улыбке при использовании определенной зубной пасты, которые тем самым формируют завышенные ожидания.
"Теперь можно зафиналить определение инфобизнеса — это получение прибыли от продажи информации с использованием маркетинговых приемов, формирующих существенно завышенные ожидания у клиента. При этом надо понимать, что есть масса примеров бизнеса по продаже информации, которые являются вполне экологичными и не формируют завышенных ожиданий. Они в последние 3 года стараются отстроиться от слова "инфобизнес" и называют себя "онлайн-школы", — подытожил эксперт.
Например, все чаще встречаются различные школы, которые позиционируют себя как школы по хобби и которые не обещают какого-либо будущего заработка, — школы по рисованию, фитнесу, кондитерскому мастерству, также школы по обучению различным профессиям — программированию, дизайну, маркетингу, фотографии и т.д. Все эти примеры Сергей Михайлов называет онлайн-школами и не относит их к инфобизнесу.

Объемный рынок

По разным оценкам, рынок инфобизнеса только в онлайн-среде в 2018 году составил порядка 20 млрд рублей, значительную долю занимают крупные игроки — "Нетология", SkyEng, Geekbrains, Skillbox. Подобную оценку рынку дают и в GetCourse. При этом сегмент инфобизнеса продолжает активно расти.
GetCourse — платформа для продажи услуг различных преподавателей, тренеров, инфобизнесменов, а также проведения тренингов, курсов, очных и онлайн-занятий. Причем направления по проектам, работающим на платформе, варьируются от онлайн-обучения различным профессиям до курсов по эзотерическим практикам. Площадка предоставляет клиентам место для хранения данных, размещения проекта и возможность общения с клиентами.
По словам Сергея Михайлова, суммарный финансовый оборот всех проектов, представленных на их площадке, в 2018 году составил 7,9 млрд рублей. Также компания прогнозирует рост этого показателя в 2019 году в 2,2 раза, до 17 млрд рублей.
"Что касается рынка в целом, я считаю, что в 2019 году он вырастет в 2 раза к 2018-му, то есть составит 40 млрд рублей. И предполагаю, что на горизонте 5 лет он может вырасти в 10 раз от текущих значений", — считает Сергей Михайлов.
Основатель центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин считает, что на этом рынке онлайн-прибыли могут быть значительно выше, чем при работе в офлайне. " Прибыли на рынке действительно весьма высокие. Доход нашей компании составляет сейчас примерно четверть миллиарда. Большую часть доходов делаем за счет онлайн-направления. У офлайн-направления рентабельность смешная, зачастую даже убыточная. При этом большинство игроков на рынке — это маленькие игроки с небольшой командой", — рассказал он.
Популярность услуг инфобизнесменов подтверждают и сторонние исследования. Так, по данным "Яндекс.Кассы", в 2018 году оборот бизнеса, связанный с организацией коучингов и тренингов, вырос в 1,5 раза по сравнению с 2017 годом. Исследование проводилось за счет данных более 8 тыс. интернет-площадок, связанных с обучением и развитием. Средний чек по транзакции составил 3,1 тыс. рублей, что в 3 раза больше среднего платежа в магазине одежды. Также исследователи отметили, что россияне тратят гораздо больше денег на развитие духа и мотивации, чем на физические тренировки.
Такое быстрое расширение этой сферы Сергей Михайлов связывает с интенсивным развитием интернет-технологий. Кроме того, открытие своего инфобизнеса не требует больших денежных вливаний (по оценке Михайлова, изначальные инвестиции в среднем составляют 150 тыс. рублей), при этом сам подобный бизнес может иметь высокую рентабельность — в большинстве случаев она составляет порядка 30%, при этом можно встретить примеры с рентабельностью 60-70%.
"Основная расходная часть в инфобизнесе — это реклама, — добавляет Николай Ягодкин. — Расходы на предоставление клиентам самой услуги является копеечным — хранение и запись контента почти ничего не стоят, а работа кураторов и преподавателей легко окупается и в структуре расходов практически не фигурирует. Хорошей прибыльностью считается возвращение 50% от суммы расходов, но такие показатели обычно бывают только поначалу. Как только увеличивается оборот, она становится меньше".
Также он добавил, что в целом инфобизнес весьма мобилен и рентабелен. Его легко открыть, при желании также легко перестроить или вовсе свернуть. Центр Advance, которым владеет Ягодкин, занимается разработкой и продвижением различным методик преподавания. В основном их деятельность касается изучения иностранных языков, развития памяти и интеллектуальных способностей.
"Открытие почти любого бизнеса — это стартап. Заранее предприниматель не знает, пойдет бизнес или нет. Если говорить о рынке стартапов, привлекающих венчурные инвестиции, то самая распространенная причина неудачи — они создали продукт, который никому не нужен, — добавляет Сергей Михайлов. — В онлайн-школе можно дешево проверить, нужен ли ваш продукт кому-то. Просто не надо создавать продукт сразу. Создайте только его описание. Запустите рекламу на это описание и посмотрите, нужно это кому-то или нет. И это реально работающая техника. Не надо вкладываться в видеозапись курса, в аренду съемочной группы и так далее до того, как вы попытаетесь это продать".
При этом он отмечает, что именно на этом моменте противники инфобизнеса начинают утверждать, что он продает то, чего на самом деле нет. Основатель GetCourse придерживается иного мнения: "Представьте, что вы — фирма — строитель коттеджей. Вы нашли место в 30 км от Москвы рядом с озером (200 м пешком), сделали дизайн-проект и ищете заказчика на такой дом. Заказчику вы показываете описание и дизайн, каким мог бы быть дом. В этот момент продукта еще нет, есть только его описание. Но все уже понимают, что это нормально. Так же и при запуске онлайн-школы. Если уже есть эксперт со знаниями, который готов и может научить, то это и есть гарант того, что продукт может быть создан, так же как в случае с коттеджем и фирмой. Поэтому его можно предлагать аудитории. Просто предлагать нужно в формате "курс начнется через 2 месяца", — парирует Михайлов.

Инфовойны

Не обходится в этой сфере и без скандалов. У инфобизнеса весьма большое количество противников, многие из которых занимаются сливом закрытых курсов в интернет. Причем найти материалы в свободном доступе не составляет труда, а все подобные ресурсы быстро становятся популярными. Так, telegram-каналы, занимающиеся сливами, сейчас имеют в среднем по 70-80 тыс. подписчиков. По признанию самих авторов таких ресурсов, сливами порой занимаются бывшие ученики и клиенты, которые отдают полученные материалы в свободный доступ.
"Это сильно вредит бизнесу. Потому что мы старательно привлекаем и разогреваем публику, чтобы она заинтересовалась курсами, а она после этого идет в интернет и смотрит курсы бесплатно, — признается Николай Ягодкин. — Поэтому есть риск лишиться не просто клиентов, но и вложенных денег. Больше всего, конечно, страдает онлайн, а не очное обучение, потому что второе спиратить сложно. Мы с этим боремся за счет работы наших юристов. Есть успешные дела, когда мы добивались закрытия пиратского сайта. Но ведь это интернет — сегодня закрываешь один сайт, а на следующий день он открывается снова уже под другим доменным именем. Это как бить из пушки по воробьям".
Еще одни яркие представители противников инфобизнеса — блогеры, специализирующиеся на разоблачении тренеров.
Одним из самых знаменитых представителей этой блогосферы является Андрей Ковалев, музыкант, владелец ГК "Экоофис" и Youtube-блогер. Ковалев позиционирует себя как борца с "инфоцыганами" и записывает ролики с разоблачениями известных инфобизнесменов. При этом Ковалев известен тем, что сам довольно активно использует инструменты инфомаркетинга. Последний известный конфликт блогера связан с предпринимателем Аязом Шабутдиновым, основателем центра бизнес-образования Like. В конце концов конфликт вылился в то, что оба бизнесмена вызвали друг друга на баттл, который все еще не состоялся.

При чем тут Тони Роббинс

Инфобизнес существует не только в интернете, но и в офлайн-среде, правда, во втором случае оценить рынок уже почти никто не берется. Многие сходятся на том, что различные конференции и тренинги в большинстве случаев не окупаются и служат своего рода маркетинговой площадкой для продвижения дальнейших услуг.
"Регулярно бываю на офлайн-мероприятиях инфобизнесовой направленности. Они обычно проводятся на грани окупаемости, то есть стоимость билетов лишь немного перекрывает стоимость организации самого мероприятия. Проводится оно не с целью заработать на нем самом, — рассказывает Сергей Михайлов. — Там другая модель монетизации. Аудитории, пришедшей на конференцию, позднее организатор может продать какие-то свои инфопродукты. И второе — конференция является инфоповодом, о котором потом можно рассказывать и писать. И третье — сама начинка конференции потом является ценным контентом, который можно либо продавать, либо выдавать в качестве бонусов. И четвертое — она поднимает статус организатора конференции, да и спикера тоже, если они, конечно, еще не являются известными".
Он также отметил, что случаи, когда подобные конференции выходят в плюс, бывают крайне редкими.
Пожалуй, самым громким ежегодным мероприятием в инфобизнесе является Synergy Global Forum. Прошлогодняя конференция, на которую пригласили известного и одиозного бизнес-тренера Тони Роббинса, вызвала в интернете множество обсуждений, споров и мемов. Стоимость билетов на выступление коучера варьировалась от 30 тыс. до 500 тыс. рублей.
Форум "Синергия" можно назвать самым крупным подобным мероприятием в стране. По словам исполнительного директора Школы бизнеса "Синергия" Александра Рагини, при организации форума самые большие статьи расходов приходятся на гонорары спикеров и их райдеры. На втором месте находится маркетинг, особенно онлайн-продвижение. На третьем месте — техническое обеспечение площадки, на четвертом — аренда.
Наибольшую выручку приносит продажа билетов, причем задействованы как силы самой школы, так и силы сторонних агентов. Второе место по доходам, по словам Рагини, занимает спонсорство.
"Самые продаваемые в настоящий момент билеты — категории Business стоимостью 30 тыс. рублей, далее идут билеты категории Standard стоимостью 10 тыс. и билеты категории VIP за 70 тыс.", — поделился он.