Чрезвычайно нужный закон. Что изменит страхование жилья от ЧС

Закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций начнет работать в августе 2019 года. Насколько успешно идет подготовка к его внедрению? Будет ли он полноценно работать и сможет ли защитить людей, если через год случится бедствие такого же масштаба, как недавнее наводнение в Иркутской области? Мой прогноз, к сожалению, не очень оптимистичный.
Пока что у нас недоработана значимая часть нормативной базы, которая позволит закону эффективно работать. Не прояснены условия работы страховщиков (прежде всего порядок информационного обмена с единой информационной системой "АИС–Жилье", в которой и будут фиксироваться застрахованные в рамках закона объекты), нет определенности с финальными тарифами — они будут устанавливаться на региональном уровне, и над ними еще идет работа. А страховщику важно понимать тариф, чтобы сопоставить его с уровнем риска в регионе. В свое время в России успешно внедрялся закон об ОСАГО, по крайней мере в плане целевого проникновения. Уже через полгода после вступления закона в силу страхованием было охвачено 90% российского автопарка.
Если говорить о жилье, то сегодня, по разным оценкам, застраховано от 8 до 15%. И нет оснований надеяться, что после вступления в силу нового закона этот показатель поднимется до 90%. В закон включены нормы, которые позволят незастрахованным лицам получить компенсацию из бюджета либо альтернативное жилье. У людей не будет высокой мотивации страховать жилье.
Дополнительно нужно отметить, что превалирующую долю (от 60 до 95%, в зависимости от рисков) нетто–ставки по рискам страхования жилья от ЧС надо перестраховывать в РНПК (Российская национальная перестраховочная компания. — Ред.), что в определенной степени ограничивает интерес страховщиков к этому виду деятельности.
Но, с другой стороны, всем понятно, что закон необходим. Иркутское наводнение обнажило проблемы отсутствия массового страхования. Я уверен, что в августе–сентябре, после вступления в силу закона о страховании от ЧС, будет проделана серьезная работа по совершенствованию нормативной базы. Надеюсь, что акцент будет сделан на рост проникновения этого вида страхования. У нас есть хорошие примеры и ориентиры: в развитых странах застраховано от 70 до 90% жилья. Также я считаю, что нужно двигаться в сторону полноценного покрытия рисков. В действующей редакции закона отражено страхование от полной гибели жилья, повреждений внутренней и внешней отделки, инженерного оборудования, но не предусмотрена защита гражданской ответственности и движимого имущества, находящегося в помещении. То есть страхователь в случае чрезвычайной ситуации получит компенсацию только за жилье, а за утраченную мебель и бытовую технику — нет.
Наша компания намерена использовать закон о страховании от ЧС для продвижения полноценного страхования жилья, чтобы поднять уровень его проникновения. К примеру, в Петербурге, где риск катастрофических наводнений резко уменьшился после появления дамбы, справедливый тариф по страхованию жилья от ЧС должен быть очень низкий. Скорее всего, здесь есть смысл продвигать страхование, где риски ЧС будут стоить копейки, но можно будет дополнительно покрыть риски затопления, пожара и т. д.
Дмитрий Попов, руководитель СК "Сбербанк страхование"