Олимпиада. Как проходит петербургский фестиваль "Точка доступа"

Автор фото: предоставлено организаторами фестиваля «Точка доступа»
Как проходит фестиваль "Точка доступа" в Петербурге
Синергия — штука хорошая. Наверное. Иначе зачем бы буйный петербургский фестиваль "Точка доступа", превращающий в театр городские автобусы, жилые квартиры, вокзалы и просто прогулки, понадобился пышной и бонтонной Театральной олимпиаде Валерия Фокина? Однако первый проходит под эгидой второй, в результате в олимпийской афише июля спектакли грандов — Роберта Уилсона, которого привозит олимпийский оргкомитет, и Уильяма Форсайта, одолженного нам Чеховским фестивалем, — тонут в обилии "точечных" названий и имен. Удобно: чрезмерно напрягаться не приходится, а фестивальное расписание только что по швам не трещит: каждый день по несколько спектаклей и лекций. Собственная программа "Точки доступа" — не иначе как благодаря дружбе с олимпиадой — тоже поднялась как на дрожжах: четыре спектакля так называемой основной программы окружены 26 предприятиями программы "свободной". Произведения совсем и не совсем молодых бунтарей взрывают театр изнутри всяческими удивительными способами. Признаться, именно взрывные элементы остаются в памяти при беглом осмотре распухшего расписания олимпиады — "Точки".
Ну, например, в прожекте "Город теней" предлагается ехать с Антоном Адасинским в автобусе в полной темноте незнамо куда и слушать его стихи, песни, идеологические построения и воспоминания о молодости "физического театра" в компании с перформансистами из его новой группы "Сестры по разуму" (16–17 июля, 16:00 и 20:00, отправление от Новой сцены Александринского театра). Опус Дриса Верхувена Fare Thee Well — это возможность 15 минут рассматривать в телескоп на Ладожском вокзале петербургские дали, перевернутые вверх ногами и смешанные с неким текстом так, чтобы вызвать в зрителе чувство легкой грусти (15–30 июля, восемь показов в день с 16:00). "Jukebox "Петербург" — музыкальный автомат, в котором вместо песен звучат голоса петербуржцев, записанные французской театральной компанией "Энциклопедия слова" (24–28 июля, Политехнический университет). И только один "персонаж" основной программы фестиваля похож на спектакль, по крайней мере происходит он на сцене театра: "Пожалуйста, дальше (Гамлет)" — это реальный судебный процесс над Гамлетом. В нем все юристы — судьи, прокуроры и адвокаты — настоящие, присяжные — сами зрители, и только подсудимых играют великолепные Роза Хайруллина, Алена Старостина и Илья Дель (19–21 июля, 19:30, Новая сцена Александринского театра). Постановка — социальное исследование швейцарцев Яна Дейвендака и Роже Барната обещает острые уголовно–процессуальные переживания, приближенные к специфическим российским реалиям.
А ведь есть еще возможность прожить один день с кирпичом — впрочем, нет: отважные зрители–перформеры уже набраны в проект Артемом Томиловым. Они должны целый день всюду, подчеркиваю, всюду таскать с собой кирпич, делать видеоотчеты о своей нелегкой жизни, а по следам этого опыта предъявить публике некий спектакль (26 июля, 20:00, площадка "Скороход"). В "Перфомске" Артем Томилов предлагает за немалые деньги стать омичом: пройдя специальный тренинг–консультацию, можете покататься в разбитой машине с омскими номерами и реальными омскими жителями — татуировщиком, актером и мамой актера (19 и 24 июля, с 19:00). Есть еще спектакль, который полагается нюхать: и действующими лицами, и сюжетом в "ЛАВ" Элины Куликовой являются летучие ароматические вещества (19 июля, 16:00, 18:00, 20:00, Музей стрит–арта). Сразу несколько постановок проходят в жилых квартирах добровольцев. А в одной из них — в закрывающемся, увы, иммерсивно–театральном проекте "Квартира" на Мойке, 40, — зрителей просят помочь собирать вещи ("День закрытых дверей" начнется 29 июля в 12:00).
Много забавных аттракционов есть на нынешней, пятой "Точке доступа". Не каждый из них дорастет до уровня высокого искусства. В рамках фестиваля принципиально экспериментального — вполне допустимый риск. В рамках почтенной олимпиады, возможно, уже не очень. Хорошо, если выбирающий билеты зритель будет помнить, что аутентичная олимпиада — это соревнования любителей. Но если вдруг решит, что попал на игры сильнейших, то пусть держит в уме два собственных олимпийских спектакля. Неземной красоты "Эдип" Роберта Уилсона идет в театре "Балтийский дом" 6–7 июля. Техничные за гранью человеческих возможностей балеты Уильяма Форсайта и его соратников танцовщики из британского театра Sadlers’ Wells показывают 14 и 15 июля в Михайловском театре.