Спасти бизнес. Рынок частной скорой помощи стагнирует, а рентабельность бизнеса падает

Автор фото: Сергей Коньков

В Петербурге этот рынок делят около 10 компаний.

В Петербурге работает около 10 частных компаний, оказывающих услуги экстренной медицинской помощи.
Лидерами рынка являются три организации — Coris, "Приоритет", "Петербургская неотложка". Для них скорая помощь является основным видом деятельности. Автопарк данных служб составляет 8–12 автомобилей.
Также услуги платной скорой помощи оказывают многопрофильные клиники с собственными машинами (по три–пять единиц): MedSwiss, Американская медицинская клиника, "ЕвроМед" и другие.
"Конкуренция между службами частной скорой помощи значительная. При выборе частной скорой помощи пациент акцентирует свое внимание на время приезда бригады на место вызова, наличие педиатрических и реанимационных бригад скорой помощи", — говорит Роман Топольсков, руководитель и главный врач частной скорой медицинской помощи "Приоритет".

Зависимость от ДМС

По разным данным, от 70 до 85% обращений за услугами платной скорой помощи приходится на клиентов страховых компаний по полисам ДМС. Остальные — частные лица, которые оплачивают услуги самостоятельно.
"Работая со страховыми компаниями, частные медицинские центры действуют примерно в рамках одной схемы выстраивания взаимоотношений. При работе с частным пациентом важно найти стимул, который в необходимую минуту сработает в вашу пользу. Это подразумевает расходы на рекламу. И не факт, что именно ваша реклама сработает", — отмечает Антон Глобин, генеральный директор и главный врач Американской медицинской клиники.
Сегмент ДМС не демонстрирует заметного прироста портфеля клиентов частных скорых.
Более того, стоимость услуг для страховых компаний последние несколько лет не менялась из–за жесткой конкуренции. В результате рентабельность бизнеса заметно снизилась.
"Стоимость за вызов по ДМС, согласно договорам со страховыми компаниями, осталась примерно на том же уровне, что и 5 лет назад. Также нужно отметить, что зарплата врачей и фельдшеров выездных бригад скорой помощи значительно возросла", — констатирует Роман Топольсков.
"Рентабельность снизилась за счет того, что все стало дороже — автомобили, медикаменты, ремонт, выросли зарплаты врачей, налоги. А цена услуги осталась практически такой же. Кроме того, покупательная способность частных клиентов также снизилась", — подтверждает Лев Авербах, генеральный директор "КОРИС ассистанс (СПб)".
Компенсировать расходы участники рынка пытаются за счет повышения тарифов для незастрахованных пациентов. Так, средний чек у частного клиента сегодня достигает 10 тыс. рублей.
"Портрет потребителя по–прежнему не изменился. Пациент частной скорой помощи — доход выше среднего, ценит скорость в принятии решений, качество предоставляемых услуг", — описывает своих клиентов Антон Глобин.

Гибкий подход

Преимущества платной скорой помощи — быстрое время реагирования, гибкий подход к клиентам, отсутствие ограничений по территориальному признаку (обслуживают клиентов в любом городе, области и даже стране).
"Частная скорая помощь значительно выигрывает в подходе и в отношении к пациенту, а медицинская помощь оказывается по тем же принципам и стандартам. Также в отличие от государственной скорой помощи мы можем госпитализировать в различные стационары города, не всегда в ближайший, но это при условии, что состояние пациента это позволяет", — рассказывает Роман Топольсков.
"Частная скорая больше времени выделяет на оказание сопутствующих услуг пациенту: анализы на дому, ЭКГ, капельницы и уколы на дому. Повод для вызова может быть любой. Персонал более часто обучается, повышает свою квалификацию не только по ключевому направлению, но и в смежных для основной специальности областях", — добавляет Лев Авербах.
Игрокам рынка частных услуг экстренной помощи становится все сложнее конкурировать с государственными службами за привлечение кадров после значительного увеличения фонда оплаты труда их персоналу.
"Со стороны государства это верный шаг. Но для меня как для руководителя это дает понимание того, что частная служба скорой медицинской помощи не может конкурировать в плане условий труда с государственными", — сетует Антон Глобин.
Количество бригад у государственной скорой помощи также на один–два порядка больше, чем у частников, а автомобили лучше технически оснащены благодаря господдержке.

На прежних оборотах

Рынок частной скорой помощи в Петербурге стагнирует. Его годовой объем оценивается экспертами примерно в 1 млрд рублей.
"На мой взгляд, прирост рынка частной скорой помощи в 2018 году не наблюдался. Предполагаю, что уровень дохода по услугам частной скорой помощи в 2019 году останется на прежнем уровне", — прогнозирует Роман Топольсков.
Развитию рынка услуг частной скорой помощи могла бы способствовать работа с ОМС и выполнение единой задачи по оказанию услуг в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Однако государство не спешит впускать частников в эту нишу.
"Сейчас, даже когда бригада оказывает экстренную медицинскую помощь на улице или в случае ДТП, проезжая рядом с происшествием, услуги частной скорой помощи никак не оплачиваются государством. В таких случаях свой долг медики выполняют в соответствии с законом УК РФ (оставление в опасности) и по этическим соображениям. Хотя врачи и фельдшеры нашей скорой помощи выполняют свою работу точно не хуже тех, кто работает в государственной скорой помощи", — комментирует Роман Топольсков.