Эффект низкой доли. Бизнес вынужден искать новые ниши в условиях роста сетей

Автор фото: Беликов Валентин

По оценкам управления ФАС по Петербургу, доля несетевой торговли в 2018 году составила лишь 9%. В таких условиях бизнес вынужден искать новые ниши для развития.

Основную долю рынка занимают крупные торговые сети — X5 Retail Group (с долей рынка 27,03%), "Лента" (13,72%), "О’Кей" (10,96%), ТД "Интерторг" (10,36%), "Дикси" (7,09%).
Впрочем, продолжают открываться новые несетевые розничные магазины. Наиболее популярны из них фермерские лавки, магазины с экопродукцией и вегетарианскими товарами.
В апреле 2018 года заработала небольшая сеть розничных магазинов "МожноЕсть" (ООО "ФК групп"). За год работы количество точек сети увеличилось вдвое. Всего открыто шесть магазинов, где реализуется продукция местных производителей, а также товары собственного производства — шоколад, мороженое и выпечка. Также магазин предлагает органические продукты для правильного и здорового питания.

Тренд на ЗОЖ

Администратор экобиомаркета Organica Юлия Саакова отмечает, что сейчас модно быть здоровым, поэтому в городе появляются магазины с органическими товарами. "Питание имеет большую связь со здоровьем. Люди стали об этом задумываться, читают составы продуктов и трепетно начинают относиться к своему здоровью. Поэтому эта сфера набирает обороты, заинтересованных людей становится больше. Причины вести здоровый образ жизни у всех разные: кто–то по состоянию здоровья, кто–то просто заинтересовался, кто–то следует тенденциям моды", — считает Саакова.
"Здоровое питание набирает обороты, становится мейнстримом", — отмечает председатель совета Союза малых предприятий Санкт–ПетербургаВладимир Меньшиков. Но останавливает развитие подобных розничных сетей невысокая покупательная способность. "К сожалению, многие петербуржцы не могут себе позволить экологически чистое питание, потому что это, как правило, стоит значительно дороже", — говорит Меньшиков. По его мнению, розничные магазины в состоянии составить конкуренцию крупным ретейлерам. "На мой взгляд, доля сетевого ретейла так высока не потому, что маленькие магазины не выдерживают конкуренции, а из–за правоприменения и законодательства, которое дает преимущество крупному бизнесу", — считает Меньшиков.

Столица сетевого ретейла

Председатель петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынкаАлексей Третьяков вспоминает, что еще в 2007 году Петербург назвали столицей сетевого ретейла: "Сети получили такое распространение не из–за своих экономических преимуществ, не из–за того, что их очень любят покупатели или поставщики, а в результате патронажа со стороны государства. Он превзошел все немыслимые пределы". Он отмечает, что сейчас государство вводит драконовские меры в отношении малой торговли. При подобном административном давлении выживать сложно.
"А новые торговые сети открываются только потому, что всегда найдутся энтузиасты. В реальности закрывается их намного больше. Такое засилье крупных сетей в нашем городе создает монополию, что, в свою очередь, провоцирует рост цен", — считает Третьяков. Владимир Меньшиков уверен, что столь высокий процент сетевой торговли опасен для развития экономики.
Небольшие предприятия, впрочем, считают, что засилье крупных форматов объясняется мировыми трендами. Однако потребительские предпочтения во всем мире меняются. "Дальше будут появляться магазины настоящих органических продуктов питания, как это принято за границей, — уверен совладелец сети фермерской продукции "Это у нас семейное" Леонид Цой. — В России это станет возможно после того, как продукция фермерских хозяйств будет документально подтверждаться". Тогда появятся целые сети новых магазинов. "Но пока подобного плана торговых точек не то что в Петербурге, но и в России еще не существует", — считает Цой.