В надежные руки. С июня в силу вступают изменения в наследственное право

Автор фото: Vostock-Photo
Автор фото: Vostock-Photo

Вводятся два новых института — совместное завещание и наследственный договор, которые помогут предпринимателям определить посмертное будущее всех своих активов.

Прежнее наследственное право родом из СССР, а что тогда можно было передать? Да почти ничего. "Сегодня активы могут быть самыми разнообразными — ценные бумаги, предметы искусства, промышленные предприятия, недвижимость, и все это может быть разбросано по разным странам", — отмечает старший партнер консультационно–юридического центра "Наследство" Антон Андреев. Крупные состояния в России появились относительно недавно, но их владельцы уже задумываются о судьбе своего имущества. При этом государство не оставляет попыток вернуть зарубежные активы граждан на родину. И в этом случае должно предложить коммерсантам новый инструментарий для распоряжения своим наследством, способный конкурировать с иностранными аналогами. "Представьте себе, что наследник — музыкант, врач или профессор литературы, а ему достанется в наследство, например, животноводческий комплекс. Проблем и конфликтов в такой ситуации, скорее всего, не избежать", — рисует гипотетическую ситуацию Андреев. В России вопрос передачи наследства, как отмечают юристы, последние несколько лет становится все актуальнее.

Совместно нажитое

Законодатель предложил два новых института, действие которых начинается с 1 июня: это совместное завещание супругов и наследственный договор. В первом случае муж и жена могут распорядиться судьбой общего имущества, составив совместное завещание. В этом же документе может быть разрешена судьба и личного имущества каждого из супругов. При этом любой из них может отменить совместное завещание, но в этом случае нотариус уведомит о произошедшем второго.
"Классическое завещание — это односторонняя сделка наследодателя, определяемая по его собственному усмотрению, изменяемая и отменяемая им в любой момент", — поясняет руководитель практики "Разрешение споров" юрфирмы "Борениус" Анна Заброцкая. Наследственный договор, который юристы характеризуют как "двустороннее завещание", — это соглашение, в котором наследодатель оговаривает свои распоряжения с потенциальными наследниками. В наследственном договоре завещатель может сделать любые распоряжения: определить условия получения наследства, указать, кто именно за этим проследит, распорядиться конкретным имуществом и т. д. При этом наследодатель может отменить этот договор в любой момент: он извещает нотариуса, заверявшего документ, а тот в свою очередь информирует стороны договора. "Предполагается, что это достаточно гибкий инструмент, который позволяет реализовывать самые разнообразные наследственные конструкции", — говорит Артем Берлин, юрист практики "Сделки и корпоративное право" и "Разрешение споров" юридической фирмы "Борениус".

Не все гладко

На первый взгляд, совместное завещание выглядит очень привлекательно. Однако могут быть подводные камни.
Так, отмечают эксперты, совместное завещание не может нарушать права третьих лиц, к которым могут относиться кредиторы одного из супругов, наследников, имеющих право на обязательную долю, — а их круг весьма широк. Новые правила затрудняют реализацию договоренностей между супругами о том, что, к примеру, после смерти первого все переходит второму, а после смерти второго — детям. Дело в том, что по закону оставшийся супруг может отменить вторую часть совместного завещания после смерти первого супруга и распорядиться наследством по своему усмотрению.
В конце концов, оставшийся супруг может просто растратить наследство при своей жизни — и никаких санкций, обращает внимание Берлин, за эти действия не предусмотрено. "Использовать совместное завещание для двухступенчатого наследования бизнес–активов крайне рискованно: инструментов для обеспечения посмертной воли в таком случае просто не существует", — считают в "Борениусе".
По мнению Берлина, институт наследственного договора позволяет наследодателю сделать наследником бизнеса конкретное лицо, это обещание гарантируется путем подписания договора. Или же назначить наследником партнера по бизнесу при соблюдении определенных договором условий. Наследственный договор, как и совместное завещание, могут заключать супруги совместно.
"Появляется возможность наследования под условием, а перечень условий не ограничен. Именно это положение позволяет предусмотреть ход развития событий на случай смерти того или иного возможного наследника до смерти другого", — говорит партнер адвокатского бюро "Ковальчук и партнеры" Анастасия Коробейникова.
Вместе с тем данный институт, по оценке экспертов, обладает некоторыми недостатками — к примеру, односторонний отказ от наследственного договора, шанс растраты состояния уже после заключения наследственного договора и т. д. "Наследственный договор не отстраняет от наследования лиц, имеющих право на обязательную долю, то есть не препятствует дроблению бизнеса через этот институт", — говорит Заброцкая. Кроме того, стабильность договора может поколебать появление новых обязательных наследников — например, рождение детей после заключения договора.
Для потенциальных наследников в большинстве случаев нет резона соглашаться на заключение наследственного договора. Он не дает им никаких существенных гарантий по сравнению с завещанием.

Планируйте заранее

"Люди хотят знать, кто будет управлять их бизнесом после них. Основная проблема заключается в том, что в составе крупных состояний есть активы, которыми необходимо управлять профессионально. И при этом наследникам будет необходимо договариваться с бизнес–партнерами", — считает старший партнер центра "Наследство".
Каждый бизнесмен, полагает Андреев, должен принимать участие лично в разработке наследственного плана. Для подготовки этого документа, частью которого может быть наряду с другими юридическими инструментами наследственный договор, необходимо привлекать профильных специалистов — внешних консультантов.
"Российские бизнесмены хотят получить, образно выражаясь, "таблетку" — готовый работающий закон, который все за них обеспечит, да еще без собственных их усилий и желательно дополнительных затрат", — добавляет Андреев.
550 завещаний с наследственным фондом — мне эта цифра представляется достаточно неплохим показателем для этого института. И говорить о его нежизнеспособности рано. Новые инструменты наследственного права мне кажутся перспективными. Они дают потенциальные возможности в рамках российской юрисдикции регулировать наследование, что раньше возможно было только в других юрисдикциях.
Михаил Ковальчук
управляющий партнер адвокатского бюро «Ковальчук и партнеры»
К нотариусам часто обращаются с вопросами: хотим сделать родным подарок, но после своей смерти. И в этом случае наследственный договор может быть хорошим решением для такой ситуации. Что касается совместного завещания, то у нас, нотариусов и юристов, есть вопросы по его применению, но могу предположить, что этот институт тоже будет востребован.
Мария Терехова
президент нотариальной палаты Санкт–Петербурга
Несомненно, что новые нормы наследственного права в дальнейшем ждет реформирование. Практика показывает, что довольно часто не все в законе сделано идеально изначально, он нуждается в корректировке. Это нормальный процесс, к которому следует относиться спокойно.
Антон Андреев
старший партнер консультационно–юридического центра «Наследство»
В ближайшее время новые наследственные инструменты вряд ли приобретут широкую популярность среди состоятельных людей. До устранения существенных пробелов в законодательстве и судебной практике риски их применения останутся существенными и, что еще наиболее важно, необратимыми: после смерти изменить ничего уже нельзя.
Анна Заброцкая
руководитель практики «Разрешение споров» юридической фирмы «Борениус»