Соблюсти баланс. Турфирмы пока не торопятся развивать экологическое направление

Автор фото: ВКонтакте
Самые популярные экотропы находятся в Выборгском и Приозерском районах Ленинградской области

Экотуризм — относительно новое понятие для России. Классические турфирмы развивать этот сегмент пока не готовы. Он больше интересен волонтерам и общественникам.

Правительство Ленинградской области объявило о создании нового природного парка "Токсовский" во Всеволожском районе. В результате территория Токсовских озер стала 47–й особо охраняемой природной территорией (ООПТ) региона и вторым природным парком. Согласно проекту, парк объединит три кластерных участка — "Озеро Кавголовское", "Река Охта" и "Курголовское озеро". Предполагается, что создание парка не только поможет сохранить природные комплексы Карельского перешейка и его рекреационные ресурсы, но и посодействует развитию экологического туризма.

С приставкой "эко"

Правда, термин "экологический туризм" понимается бизнесом и защитниками природы по–разному: в отличие от предпринимателей, экологи поддерживают идею абсолютной неприкосновенности природного комплекса. Это значит, что посещение таких мест должно носить исключительно созидательный характер — с образовательными элементами для более взрослой аудитории и с развлекательными для детей. Такие походы чаще всего устраивают как раз не представители туриндустрии, а небольшие некоммерческие объединения защитников леса. По некоторым данным, таких сообществ в регионе насчитывается от 70 до 100, включая нерегулярно действующие. К постоянным относится примерно 50 инициативных групп.
В то же время бизнес в России относит к экотуризму фактически все, что так или иначе связано с природой, — от экстремальных походов в горы до катания на лошадях и рыбалки. Специалисты отмечают, что существует порядка 200 видов туризма и как минимум 15 из них сопряжены с понятием "экологический". Поэтому определить его долю на рынке сложно.
Независимый эксперт в сфере туризма Татьяна Деменева отмечает, что сейчас дальше всех в развитии экотуризма продвинулась Финляндия. В отличие от России, там отдых на природе не предполагает никаких дополнительных активностей. Большинство баз отдыха представляют собой изолированные друг от друга коттеджи, вдали от города и шума.
В нашей стране такой аскетичный отдых только начинает обретать популярность, и предложение спросу пока не соответствует. Коммерциализировать любовь к природе и, соответственно, развивать экологический туризм в чистом виде в России пока трудно.
"Это возможность для бизнеса заработать на других различных опциях, а не только на созерцании природы. Например, некоторые компании предлагают играть на природе свадьбы", — поясняет Татьяна Деменева.

Вместо турфирмы

По данным правительства Ленинградской области, общая площадь ООПТ составляет около 7% площади региона — это почти 600 тыс. га. При этом ряд общественных организаций борется за расширение охраняемых зон. Так, представители сообщества "Токсовские озера" намерены включить в состав нового природного парка четвертый кластер, Хепоярви — Воякоярви. На разработку проектной документации для всего парка "Токсовский" (территория превышает 15 км2) активисты выделили 600 тыс. рублей. Они же взялись за развитие здесь экотуризма, проводя тематические мероприятия и субботники.
Жители деревни Агалатово тоже борются за леса вблизи своего садоводческого товарищества. Они же — создатели проекта "Верхнеохтинская тропа", в рамках которого проводят на некоммерческой основе экскурсии. Это организованные прогулки небольшими группами по так называемым экологическим тропам. Эксперты в области геоботаники, экологии или географии рассказывают о краснокнижных видах.
"Мы сами оплачиваем работу экскурсоводов, устанавливаем баннеры и также на свои средства провели комплексную экспертизу местности. Планируем присвоение охранного статуса нашему лесу", — рассказывает руководитель проекта Наталия Шилова.
Тем временем петербургская команда "Зеленый шаг" пока не рассматривает территорию Ленинградской области как перспективную для проведения выездных экологических мероприятий. Самое популярное из них сейчас — проект "Живая деревня", предусматривающий недельное проживание в экопоселении вблизи Архангельска.
"Участие в наших выездах платное, но назвать это полноценным бизнесом пока нельзя: мы устраиваем мероприятия в первую очередь для себя, работаем в ноль. В будущем, конечно, хотелось бы превратить любимое дело в источник дохода, но пока не хватает опыта и средств для раскрутки", — рассказывает организатор эковыездов Зоя Афанасьева.
Туристические фирмы таких энтузиастов конкурентами пока не считают. И свои услуги экологическим туризмом все–таки называть не решаются.
"Мы работаем с базами отдыха и организуем экстремальные поездки. А то, что в нашем понимании экологический туризм, — это не наша ниша. Люди, выезжающие за город на машинах и с палатками, к нам не обращаются", — делится генеральный директор туристической фирмы "Вокруг Света" Любовь Кузьмичева.

Новое место для бизнеса

Эксперты в сфере туризма пока не решаются прогнозировать развитие экологического направления в контексте создания новых природных парков. С одной стороны, это поможет появиться новым игрокам и, соответственно, маршрутам. С другой стороны, большому туристическому бизнесу там не место.
"Правила игры пока неизвестны, но, когда они будут выработаны, бизнес туда обязательно придет. Даже если это будет не туристический бизнес, то уж точно сфера обслуживания. Людям в любом случае нужны удобства и где–то поесть", — рассказывает заместитель генерального директора Северо–Западного отделения Российского союза туриндустрии Павел Румянцев.
Специалисты уверены, что для комфортного пребывания людей в природном парке бизнес необходим. В пример приводят удачный опыт коллаборации природоохранных организаций и предпринимательства на Куршской косе в Калининградской области.
"Когда налажена логистика и разработаны условия сотрудничества экологов с бизнесом, тогда проект может оказаться успешным. Любой природный или культурный объект требует организации. Это относится и к экологическому туризму. Необходимо очень четко соблюсти баланс бизнес– и природоохранных интересов, чтобы не навредить окружающей среде", — говорит Татьяна Деменева.