По тормозам. Грозят ли рынку петербургского автопрома новые потрясения после ухода Ford

Россия, Петербург. Автомобили на площадке готовой продукции завода "Тойота Мотор"
Автор фото: Антон Ваганов/ТАСС
Россия, Петербург. Автомобили на площадке готовой продукции завода "Тойота Мотор"
Автор фото: Антон Ваганов/ТАСС

"ДП" изучил ситуацию на автомобильных заводах главных иностранных концернов, имеющих собственные площадки под Петербургом, и проанализировал риски новых потрясений, сопоставимых с уходом Ford и General Motors.

После ухода Ford из Всеволожска в Петербурге продолжит работу тройка концернов Hyundai, Nissan и Toyota. Модельный ряд этих предприятий пользуется популярностью на российском рынке, однако финансовые показатели и спрос на автомобили не у всех производителей демонстрируют положительную динамику.
Как показывает статистика, местный рынок автомобильной промышленности растет второй год подряд. По итогам 2018-го с конвейеров сошло на 9% машин больше, чем годом ранее. Вместе с тем начало 2019-го выдалось противоречивым — загрузка сборочных цехов приблизилась к пределу своих возможностей, а продажи новых автомобилей упали впервые с февраля 2017-го, следует из данных агентства "Auto-Dealer-СПб". Эксперты дают сдержанный прогноз на будущее — на фоне повышения ставки НДС и сложной геополитической обстановки рынку как минимум грозит стагнация.
Российский завод Toyota в Шушарах официально запустили в декабре 2007 года. К 2015 году проектная мощность площадки была увеличена в 2 раза, с 50 тыс. до 100 тыс. автомобилей в год. В 2016-м началось производство второй модели — кроссовера RAV4. Суммарный размер инвестиций с момента открытия завода составил более 27 млрд рублей, количество рабочих мест выросло с 781 до 2400. В марте нынешнего года стало известно, что Toyota подала заявку в Минпромторг на заключение специального инвестиционного контракта (СПИК), в рамках которого планирует вложить в российское производство еще 20 млрд рублей за 10 лет.
Исполнительный вице-президент ООО "Тойота Мотор" Масаси Исида подтверждает долгосрочную стратегию развития предприятия. "Мы намерены продолжать развивать производство Toyota в России и предлагать нашим клиентам автомобили самого высокого качества", — пообещал топ-менеджер компании.
По информации из базы "СПАРК", выручка головной компании ООО "Тойота Мотор" с 2012 года не опускалась ниже 228 млрд рублей. К началу 2018-го этот показатель составил 272 млрд рублей. По сравнению с предыдущим отчетным годом баланс снизился на 5,6 млрд рублей. За последние 5 лет минимальная чистая прибыль была показана в 2015-м — 1,5 млрд рублей. Последние доступные данные свидетельствуют о двукратном росте прибыли с 4,6 млрд в 2016-м рублей до 8,2 млрд в 2017-м.
Доля Toyota по общему объему выпуска автомобилей в Петербурге сейчас находится в пределах 20%, годовой рост производства по итогам 2018-го достиг 10%, сообщается в материалах "Auto-Dealer-СПб". Toyota Camry и Toyota RAV4 попали в пятерку самых продаваемых в городе моделей, расположившись на четвертом и пятом местах соответственно.
При этом динамика продаж разнится — если объемы продаж Camry за последний год выросли сразу на 20%, то интерес к RAV4 снизился на 5%. В январе, феврале и марте 2019-го эта тенденция на общероссийском рынке подтвердилась — за 3 месяца продано 8251 Camry, что на 2230 больше показателей того же периода 2018-го. RAV4 купили 5903 раза, на 743 меньше прошлогоднего результата, приводит статистику Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).
По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, делать выводы на основе свежих цифр пока рано, рынок еще только выбирает направление движения в этом году. "Кумулятивные продажи в I квартале были почти на уровне прошлого года, но достигнуты значительно большим усилием участников рынка, так как покупательский спрос пока отстает от темпа, заданного год назад", — отмечает Шрайбер.
Общероссийские итоги продаж автомобилей, собранных в Петербурге
Источник: Аналитическое агентство "Auto-Dealer-СПб"

Выйти в плюс

Завод Nissan в Парголово открылся летом 2009 года. Суммарные инвестиции японской компании составили около $200 млн. Сейчас на площадке выпускаются модели Qashqai, X-Trail и Murano. Производственная мощность достигает 100 тыс. автомобилей в год.
В январе 2019-го Министерство промышленности и торговли РФ сообщило о подписании специального инвестиционного контракта с ПАО "Автоваз", в качестве одного из партнеров привлекли ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус", управляющей петербургским заводом Nissan. Соглашение заключено для развития нескольких брендов, в том числе LADA, Nissan, Renault, Datsun и Mitsubishi. Кроме того, договор сроком на 10 лет предусматривает модернизацию производства. Документ позволит привлечь инвестиции в размере 70 млрд рублей, часть этих средств будет направлена на развитие петербургского автопрома.
По официальной статистике Nissan Group, в 2018 году компания достигла рекордных объемов производства на своем заводе в Петербурге. С конвейера предприятия сошло 56525 автомобилей, результат прошлого года превышен на 23%. На российском рынке было продано 80925 автомобилей японской марки, что на 6,5% перекрыло прошлогодний результат. Nissan занял восьмое место по продажам среди всех автопроизводителей в России.
Доля Nissan от общего объема выпуска автомобилей в Петербурге, по оценке "Auto-Dealer-СПб", составляет 15%. Спрос на модели Qashqai, X-Trail и Murano в прошлом году оставался стабильным. Продажи Qashqai выросли на 15%, X-Trail на 11%, Murano на 20%. Эти автомобили заняли шестое, седьмое и восьмое места в общем рейтинге продаж.
Финансовые показатели "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус", по данным "СПАРК", в сравнении с конкурентами выглядят не столь радужно. Компания, как свидетельствуют результаты бухгалтерской отчетности, ежегодно фиксирует убытки и не может выйти в прибыль. В 2015-м потери предприятия достигали 12,1 млрд рублей, в 2016-м — 13,8 млрд рублей, в 2017-м — 7,6 млрд рублей. Выручка со 152 млрд рублей в 2015 году снизилась до 105,8 млрд рублей на конец 2017-го.
В начале нынешнего года Nissan потерял две позиции в топ-10 самых продаваемых марок, сообщают аналитики "Auto-Dealer-СПб". Падение Nissan по итогам января-февраля составило 19%. В целом сразу четыре бренда в первой десятке лидеров начали год с сокращения продаж. Самое серьезное снижение зафиксировано у закрывающегося Ford — на 32%, или более 400 машин. Подобное падение реализации автомобилей наблюдается впервые за последние 2 года. Последний раз отрицательная динамика была зафиксирована в феврале 2017 года, когда продажи машин сократились на 3%.
"Американский бренд, который на днях объявил об уходе с российского рынка легковых автомобилей, наряду с Renault и VW больше других повлиял на негативный результат продаж в Петербурге. Среди других причин высокий спрос в конце года на автомобили из-за повышения ставки НДС и ожидание старта государственных программ поддержки. В прежние годы госпрограммы формировали отложенный спрос, но при нынешнем сокращении их финансирования серьезного роста спроса в ближайшие месяцы ждать не стоит", — комментирует генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин.
Продажи новых легковых и коммерческих авто в России за январь-март 2019 г.
Источник: Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ)

Отрыв от лидера

Завод "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" компании Hyundai Motor, открывшийся в сентябре 2010 года в промышленной зоне Каменка, удерживает лидерские позиции на рынке петербургского автопрома. Инвестиции в строительство и дальнейшее развитие предприятия составили более $1 млрд. Производственная мощность — более 200 тыс. автомобилей в год. Такие параметры дают площадке на севере Петербурга право называться вторым крупнейшим автомобильным заводом в России.
В I квартале 2019 года завод "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" выпустил 61,9 тыс. автомобилей, что на 4% превышает аналогичный показатель прошлого года. План до 2020 года — собрать более 240 тыс. автомобилей. На рынке петербургского автопрома корейская марка сохраняет безоговорочное лидерство с долей 65% от общего объема выпуска машин в городе.
В группу Hyundai Motor Group входит и KIA. На базе предприятия в Петербурге также производятся автомобили KIA Rio — суперпопулярная среди россиян модель, уступающая по объемам продаж только Lada Granta и Lada Vesta. Как подсчитали в АЕБ, в прошлом году на рынке страны было продано 100148 штук KIA Rio, на 3459 больше по сравнению с показателями 2017-го. Следом расположились две модели Hyundai — Creta и Solaris с результатом 67588 и 65581 соответственно.
Всего в прошлом году было реализовано 178269 автомобилей Hyundai. Этот показатель на 12,9% превышает результат 2017 года. Доля рынка концерна Hyundai по оценке самого предприятия составила 10%. На петербургском рынке продаж авто корейский бренд сохраняет лидерство третий год подряд. В Северной столице эта марка за год увеличила продажи на 14%, указано в статистике "Auto-Dealer-СПб". По словам Михаила Чаплыгина, KIA и Hyundai укрепили свои позиции за счет обновленных моделей, вышедших на рынок в течение последних 2 лет.
Первый квартал 2019-го продемонстрировал противоречивые результаты для концерна. KIA Rio теперь покупают реже: с января по март обладателями этой модели стали 22275 человек, а за тот же период 2018-го данный показатель превышал 25 тыс. На 271 единицу снизились и продажи Hyundai Solaris. В плюс вышла только Creta, популярность которой выросла на 1 тыс. единиц, уточняют в АЕБ.
"Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" стабильно наращивает выручку. В "СПАРК" записано, что с 2013 года компания увеличила оборот в 2 раза — до 151,2 млрд рублей в 2017-м. Чистая прибыль за последний отчетный период составила 6,7 млрд рублей. За минувшие 5 лет предприятие лишь 1 раз получило убыток (-950 млн рублей в 2015-м).
В общей сложности в начале нынешнего года загрузка трех петербургских автозаводов достигла 80%, что выше показателя всего 2018-го, рассуждает Михаил Чаплыгин. По его мнению, с нынешним модельным рядом и экспортными контрактами автопром Северной столицы близок к пределу своих возможностей. Эксперт полагает, что положительным результатом для авторынка Петербурга в нынешнем году станет рост на 5%, но по-прежнему сдерживающими факторами будут неопределенность в геополитике и курсе рубля. Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер тоже занимает сдержанную позицию и прогнозирует рост общероссийского рынка всего на 3,6%.