Роскошь быть офлайн. Почему свобода от гаджетов стала признаком богатства

Автор фото: Photoxpress

Если вы видите эту статью на бумаге, это хороший знак

Он может говорить о высоком достатке, потому что бедные читают с экранов. По крайней мере, именно так считает газета New York Times, опубликовавшая яркую статью о том, как экраны компьютеров и смартфонов превратились из предмета роскоши в символ бедности. Все цифровое потребление — не от хорошей жизни. Вы бедный, если ваши дети учатся в интернете, а доктор консультирует вас через скайп. Вы бедный, если покупаете товары онлайн, а не в сверкающем универмаге на центральной улице. Даже дорогой айфон, купленный в кредит, — уже не признак богатства. Признак богатства — свобода от гаджетов, ведь только люди на вершине иерархии могут себе это позволить.

Дешевые экраны

Экономика процесса проста. В 1984 году, когда цифровизация только началась, первый Apple Mac стоил $2500 ($6000 по нынешним меркам), и это считалось революцией. Сейчас самый популярный ноутбук высокого качества в США продается за $470.
Газета приводит в пример 68–летнего небогатого американца, который все свое свободное время проводит с виртуальным котенком, созданным стартапом Care.Coach. Это помогает пожилому человеку не чувствовать себя одиноким. Общается с ним не бот, а живые люди, правда нанятые в странах третьего мира за центы, поэтому разговор получается не всегда содержательным. Тем не менее старик счастлив, как и тысячи других бедных пенсионеров. Это уже экономит американской системе здравоохранения гигантские деньги. Например — подтвержденный случай — одна пациентка, обретя виртуального друга на экране, перестала постоянно обращаться за неотложной помощью. Только на ней система страхования смогла сберечь $90 000.
Живой человеческий контакт для бедных становится редкостью, а богатые готовы за него дополнительно платить. В Силиконовой долине, как пишет NYT, богатые дети все меньше времени проводят перед экранами, поскольку это рассматривается родителями как нездоровая привычка. А популярность набирает престижная вальдорфская школа, которая обещает возврат к классическому обучению, построенному на общении между людьми, а не на использовании экранных гаджетов.

Цифра или жизнь

Получается, что жизнь, проведенная перед экраном, — это признак неуспешности, а четвертая промышленная революция не достигла цели демократизации потребления? Эксперты, опрошенные "ДП", не согласны с мнением нью–йоркского издания.
"Безусловно, среди богатых людей, которые не в ладах с технологиями, отказ от современных устройств превратился в нечто, повышающее чувство собственной значимости, — говорит директор Института исследований интернета Карен Казарян. — Мне кажется, что в обсуждаемой статье произошла подмена понятий. Люди всегда ценили больше те товары или услуги, которые сложно или невозможно коммодитизировать (превращать в массовый товар. — Ред.). При этом одна из основных заслуг цифровой отрасли в том, что у нее как раз получается делать это с гораздо более широким кругом товаров за счет автоматизации, сбора данных, а теперь еще и технологий искусственного интеллекта".
Цифровизация — это прогресс, а прогресс всегда делает элитарные вещи более доступными, согласен с ним Игорь Рождественский, директор консалтинговой компании Martal SPb. Он приводит в пример робота, который способен повторять движения лучших шеф–поваров мира, и богатым придется смириться с тем, что мишленовские звезды рано или поздно придут на каждую кухню. Что уж говорить об интеллектуальной пище — лекциях и открытых курсах, которые уже давно стали общедоступными.
"Теоретически богатый человек может пригласить самых крутых специалистов со всего мира и учиться индивидуально, но на практике это нереально, — рассуждает Рождественский. — Когда Стива Бланка привозили прочитать лекции в России, это стоило $100 000. Вместе с тем его лекции есть на YouTube, и посмотреть их может любой. То богатство знаний, которое там уже размещено, не может себе позволить даже самый обеспеченный человек. Причем в интернете вы можете посмотреть любую точку зрения, а не только ту, которую навязывает личное обучение. Единственное здравое зерно — это то, что пока что дистанционно нельзя улучшить так называемые soft skills, социальные навыки. Но и эту проблему скоро решат VR / AR–технологии".

Учитесь учиться

Общение с живым человеком развивает эмоциональный интеллект, и здесь онлайн–платформы пока действительно уступают, подтверждает бизнес–тренер и психолог Любовь Беляева. Еще один важный для успеха навык, которому может научить только живой человек, — это умение ориентироваться в бесконечном потоке информации. Да, открытые курсы лучших преподавателей есть в интернете, но их зрители не станут умнее, если не научатся систематизировать.
"Образование — это навык работы со знаниями. Если просто огромное количество информации выложить в доступ, она будет абсолютно бессмысленна. Мудрые знают не больше, они знают нужное. И вот для этого необходим наставник, от которого будет зависеть вовлеченность в работу. Если не создавать живой контакт, люди не получают этот очень важный навык по систематизации, опыта выстраивания коммуникации. А это именно то, что и определяет нашу успешность в жизни. Это не очень дорогие вещи, но важен человеческий ресурс. А он стоит дороже, чем одну программу написать и распространить", — заключает Беляева.
В общем, изобретение полковника Кольта — револьвер — постепенно уступает мобильнику пальму первенства в деле уравнивания шансов богатых и бедных.
Хотя у самых состоятельных жителей Земли еще останется чем себя утешить. Например, космический туризм в обозримом будущем у них точно никто не отнимет.