Весогабаритный контроль стал одной из наиболее острых тем последнего времени в среде логистов. В процессе тестирования выяснилось, что система автоматического весового контроля (АСВГК), которая должна развернуться на всей территории России, имеет ряд недоработок, способных сделать нарушителями даже добросовестных грузоперевозчиков.
Именно вопрос весогабаритного контроля стал одним из наиболее дискуссионных на конференции "Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности", которая прошла в Москве 26-27 марта. Актуальность темы обусловлена разворачиванием системы рамок АСВГК, которые взвешивают машину прямо во время движения по трассе.
Федеральная программа предполагает размещение на федеральных трассах 387 рамок АСВГК, при этом в Ленинградской области по инициативе администрации региона может быть установлено более 100 рамок — об этом в марте заявили в комитете по дорожному хозяйству Ленобласти. В первую очередь рамки появятся в Выборгском районе, где в карьерах ведется активная добыча песка, щебня и гранита. Но средств в бюджете региона на реализацию такой масштабной программы нет, и для реализации проекта планируется привлечь инвесторов. Поскольку штрафы за "перевес" могут составлять сотни тысяч рублей, а с карьеров грузовики обычно не ездят загруженными по нормативам, можно предположить, что вложения инвесторов окупятся быстро. Кроме того, поскольку инвестор будет заинтересован в получении дохода, снизится коррупционная составляющая на тех участках дорог, где нарушения вероятнее всего. Чиновники Ленобласти оценивают возможные поступления в бюджет примерно в 750 млн рублей.
Нарушает каждый десятый
Нарушения весовых параметров наблюдаются в 10% от общего количества проездов грузового транспорта — во всяком случае именно столько было выявлено нарушителей в прошлом году, по информации Федерального дорожного агентства (Росавтодор). Чаще всего нарушителями становились одиночные трехосные автомобили и пятиосные автопоезда с насыпными грузами (песок, щебень, руда). В среднем нарушители превышали допустимую массу на 35%.
Результат оказался несколько скромнее, чем предполагали в Росавтодоре. Ранее, напомним, бывший замглавы ведомства Игорь Астахов говорил о 30% грузовиков, следующих с перегрузом, вследствие чего, по оценке чиновника, ущерб дорогам наносился более чем в 2 раза превышающий годовой объем бюджетных средств, направляемых на ремонт, строительство и эксплуатацию всех автомобильных дорог.
Таким образом, именно грузоперевозчиков сочли главными виновниками разрушения автодорог. Хотя водители отмечают, что колейность чаще образуется в крайних левых рядах, а не в правом, где идут грузовики. Также с приходом весны практически в любом городе –— и Петербург не исключение — даже на центральных улицах города, куда, как известно, грузовикам путь заказан, возникает колейность и даже ямы. Да и проведение асфальтоукладочных работ в снег и в дождь, а также с другими нарушениями норм — не редкость в российских реалиях, особенно в районах, где холодно большую часть года. Так, прошлой осенью новый мэр Якутска Сардана Авксентьева разорвала контракт с подрядчиком, который укладывал асфальт прямо на снег.
Штраф на ходу
Особенность новой системы весового контроля заключается в том, что стационарные весы позволяют контролировать не больше 4% грузовиков из общего потока, а рамки АСВГК — 100%. Их эксплуатация позволит значительно увеличить резерв поступлений в бюджет от штрафов. На слушаниях в Общественной палате было отмечено, что размещение автоматических пунктов весогабаритного контроля является "механизмом экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального и местного значения".
Размер штрафов может достигать до 500 тыс. рублей для юридических лиц. Впрочем, профессиональное сообщество беспокоит не столько размер штрафов, сколько корректность показаний автоматических весов. И если учесть, что на сегодняшний момент ответственность перевозчика наступает при перегрузе уже 2% (применительно к грузовику это 200 кг на ось), то вопрос корректности показаний АСВГК становится принципиальным.
Грузоперевозчики считают, что рамки АСВГК имеют значительную погрешность, а значит, штрафы могут начисляться и абсолютно законопослушным компаниям. При этом процедура оспаривания штрафов не регламентирована, так что перевозчики по сути бесправны.
Добиться справедливости до сих пор удавалось только коллективно — так, в Свердловской области в ходе прокурорской проверки недавно отменено порядка 400 постановлений о привлечении грузоперевозчиков к административной ответственности за перегруз. В целом по стране зафиксированы прецеденты превышения показаний рамок по сравнению со стационарными весами почти на 40%. По мнению главы МОЭС Бориса Рыбака, измерительная погрешность комплексов АСВГК должна трактоваться в пользу перевозчиков. "Это требование закреплено в мартовском приказе Минтранса, но хотелось бы, чтобы оно железно исполнялось", — добавил он. Даже технически абсолютно исправные автоматические весы могут показывать перегруз в силу ряда причин: некорректной установки с нарушением техтребований, экстремальных погодных условий, а также в силу особенностей управления конкретным автомобилем вкупе с искусственными неровностями на дороге. Например, притормаживание перед рамкой закономерно приведет к тому, что весы покажут больший результат из-за инерции движения.
Контрольное взвешивание
Бизнес-сообщество считает, что, прежде чем АСВГК заработает в полную силу, необходим тестовый период. Во время него владельцев транспортных средств должны информировать о нарушении, но штраф при этом должен быть "нулевым", чтобы иметь возможность подтвердить или опровергнуть показания весов. Требуется также создание онлайн-ресурса, позволяющего информировать о нарушениях; оснащение информационными табло (подобно тем, что показывают скорость) пункта весового контроля. Перевозчики также настаивают на предоставлении им права на контрольное взвешивание. "Если перевозчик получил информацию о превышении весогабаритных параметров на одном из постов АСВГК, то он должен иметь право и возможность получить данные по своему транспортному средству при прохождении следующего поста, — рассуждает Александр Лашкевич, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК "Деловые Линии". — Если данные разнятся, это может быть поводом обжаловать вынесенное постановление". На конференции он также высказал мнение, что штрафы за перегруз должны быть дифференцированными, например, в процентном соотношении от перегруза по оси. "За незначительный перегруз штрафы должны быть ощутимыми, но не разорительными. А вот за умышленный и существенный перегруз — заградительными", — считает он.
Помимо прочего, при перевозках FTL (Full Truck Load — когда машина или прицеп загружаются грузом только одного грузоотправителя) целесообразна фотофиксация регистрационного знака прицепа, поскольку при перегрузе по вине грузоотправителя (желающего сэкономить и заказывающего одну машину вместо двух из-за "каких-то 20%") ответственность несет перевозчик. Соответственно, необходимо регламентировать возможность передачи претензии грузоотправителю.