Частная скорая: остаться в живых. Рынок частной медицины становится убыточным

Рынок частной скорой медицинской помощи в Петербурге после бурного подъема в 1990–х превратился в низкомаржинальное и даже убыточное направление

Рынок частной медицины начал развиваться в Петербурге в начале 1990–х. «В 1994 году в одной из первых петербургских частных клиник, «Эвэланш», появилась служба неотложной помощи — впервые не только в нашем городе, но и в России. Частная клиника приобрела несколько автомобилей и стала оказывать помощь на дому в неотложной форме, как сейчас принято говорить. В 1996 году эта клиника прекратила свое существование из– за экономических проблем, а также в связи с эмиграцией основного собственника в США. В 1996 году в Петербурге появилась наша частная служба скорой помощи ЕМС (Emergency Medical Consulting). Мы первыми в России получили лицензию на этот вид деятельности», — рассказывает Татьяна Романюк, генеральный директор ООО «ЕМС». Чуть позднее открылась скорая помощь «РОСНО–мед», затем — «КОРИС».

Золотое время

Поначалу все было очень скромно — по словам генерального директора Американской медицинской клиникиАнтона Глобина, парк автомобилей частных служб скорой помощи насчитывал от двух до пяти автомобилей. Однако компании достаточно быстро развивались.
«В 1990–е годы услуги стоили несомненно дороже, потому как рынок не был наполнен такими предложениями. Компании, которые предоставляли на рынке подобные услуги, являлись практически монополистами. В связи с этим цены были довольно высокими», — говорит Антон Глобин.
Татьяна Романюк вспоминает, что рынок медицинского страхования тогда делал первые шаги, и доля ДМС в структуре выручки за услуги скорой помощи в первые годы не превышала 4%.
«В 1990–е годы основными потребителями услуг были состоятельные частные лица и так называемые «новые русские». Кроме того, за услугами обращались иностранные, а позднее и российские ассистанс–компании в рамках обслуживания иностранцев, приезжавших в Петербург с полисами страхования путешественников. Было много прижизненных репатриаций остро заболевших пациентов к месту постоянного проживания. Иногда пациентов в состоянии инфаркта перевозили машиной, потом самолетом и передавали на руки иностранным коллегам. Пациенты платили от $70 и выше за вызов в черте города. Репатриация за рубеж стоила от $1500 до $6000», — рассказывает Татьяна Романюк.
Эксперты вспоминают, что в бригадах платной скорой помощи работать было более чем выгодно. По словам Льва Авербаха, генерального директора ООО «КОРИС ассистанс (СПб)», до 2007 года сотрудники частных станций зарабатывали в 2 раза больше, чем в государственных скорых. Как следствие, тех, кто хотел поступить на службу к частникам, было значительно больше, чем требовалось. «В то время можно было устроить кастинг среди врачей и фельдшеров, желающих работать в частной скорой», — вспоминает Татьяна Романюк.
Как рассказал Антон Глобин, рынок был высокомаржинальным, и это спровоцировало его активный рост в период с 1998 по 2008 год.
«В начале нулевых появилось много новых небольших станций экстремальной помощи, однако все они в итоге сгинули», — говорит Лев Авербах. Многие частные службы скорой помощи были поглощены более крупными игроками.
Так, в 2006 году бизнес питерской «РОСНО–мед» был приобретен клиникой ЕМС, компания «КОРИС» поглотила службы «Мир» и «Аспирин». Укрупнение стало одним из способов повышения устойчивости компаний в условиях снижения маржинальности бизнеса, которое, в частности, усугублялось по мере расширения рынка ДМС.
«Тогда рынок станций скорой помощи разделился на две части, — комментирует Лев Авербах. — К первой относился сегмент оказания услуг частным клиентам по высоким тарифам, где практически не было конкуренции, ко второй — клиенты по ДМС, которых частным скорым нужно было делить не только между собой, но и с государственными компаниями. Из–за такой высокой конкуренции стоимость вызова падала».
По словам Татьяны Романюк, цены по ДМС не позволяли покрыть операционные расходы частных служб скорой помощи. Значительно ниже стали и зарплаты сотрудников платных скорых: они практически сравнялись с зарплатами бригад, работающих в государственных скорых, в связи с чем возникла угроза кадрового дефицита.

ДМС–демпинг

Продавая услуги страховым компаниям по цене ниже себестоимости, частные станции скорой помощи начали компенсировать убытки за счет высоких тарифов для незастрахованных пациентов.
В итоге, по словам Татьяны Романюк, рынок частных клиентов скорой помощи стал сжиматься и к 2015 году не превышал 15–20% в доле выручки частных компаний. По словам
Льва Авербаха, сейчас стоимость услуг по ДМС ниже в 2,5 раза. Розничная цена стартует от 8 тыс. рублей за первый час общепрофильной работы.
Однако, как отмечает Антон Глобин, до 60% вызовов поступает от страховых компаний.
«Я не вижу сейчас привлекательного рын ка для частных служб скорой помощи, — признается Татьяна Романюк. — Мы, например, последние 3 года работали по скорой помощи в убыток. Нам приходилось содержать ее за счет прибыли клиники. Свою службу в том формате, как она работала с 1996 года, мы закрыли год назад. Теперь она занимается только обслуживанием массовых общественных мероприятий (праздников, соревнований, похорон) и бизнес–мероприятий (масштабные стратегические сессии, крупные мероприятия на кампусах бизнес–школ), обеспечивая их участников экстренной медицинской помощью».
Игроков, единственным активом которых является станция скорой помощи, на рынке вообще не осталось. Большинство скорых функционируют при многофункциональных медицинских центрах (ЕМС, Американской медицинской клинике, клинике «Скандинавия). «КОРИС», помимо службы частной скорой помощи, имеет круглосуточный травматологический пункт для детей и взрослых.
У компании «Приоритет» кроме пяти станций скорой помощи существуют также два центра профпатологии и центр семейной медицины.
Сейчас в Петербурге функционирует два десятка платных станций скорой помощи. Однако, по словам Антона Глобина, среди них только пять крупных служб, автопарк которых превышает 15 машин.
К числу ключевых игроков на рынке платной скорой помощи эксперты относят такие компании, как «КОРИС», «Приоритет», «Петербургская неотложка», MedSwiss, «Евромед», «Американская клиника».