Сушите сухари, благородная донна. Лариса Маничева увеличила производство на хлебозаводе в Ленобласти с 30 до 200 тонн

Автор фото: Беликов Валентин
Лариса Маничева, генеральный директор Сясьстройского хлебозавода

Рецепт успешной выпечки: риск и итальянские традиции

Бизнес–леди Лариса Маничева проработала на хлебопекарнях Северо–Западного федерального округа 15 лет и устала быть на вторых ролях в крупных компаниях. Решила рискнуть и выкупила в конце 2015–го цех Волховского хлебозавода у холдинга "Петрохлеб". Производство выпечки в поселке Сясьстрой зародилось еще в далеком 1933–м, но на фоне общего падения рынка стагнировало. Под началом новой хозяйки всего за 3 года с 30 т сухариков в месяц объем и ассортимент выпускаемой продукции увеличился почти до 200 т. Ларисе Маничевой удалось, казалось бы, и невозможное — договориться о поставках товара на полки супермаркетов всех федеральных сетей, а также вывести на рынок доселе малоизвестные сухарики кантуччи.

На подхвате у крупных

Путь к собственному делу предпринимательница Ларисa Маничева прокладывала, оттачивая на большом хлебном производстве навыки общения с прессой и управления персоналом: долгое время она возглавляла PR–службу ГК "Дарница" и одновременно занимала пост гендиректора Первого хлебопекарного объединения, известного как 11–й хлебозавод на Левашовском пр. Придя менеджером по персоналу, через полгода она поднялась по карьерной лестнице до директора по оргразвитию — и далее. Но стабильная зарплата и высокая должность не смогли удовлетворить ее амбиции. Около 5 лет Лариса вынашивала идею собственного малого предприятия, копила стартовый капитал и прощупывала почву для выхода на рынок.
Кризис ударил внезапно: массовое исчезновение местных производителей пришлось на период с 2012 года по 2015–й. Остановились производства на Киришском и Выборгском хлебокомбинатах, закрылся сосновский филиал Приозерского. Первое хлебопекарное объединение переехало из Петербурга на новую площадку в Пушкин. Будущая предпринимательница решила рискнуть. "Один из лидеров хлебного рынка закрыл завод по производству сухарей и сушек. Я присмотрелась к недооцененным производственным активам, которые позволили бы воспроизвести схожие продукты. В итоге решилась на покупку небольшого цеха, отгружающего в месяц пару десятков тонн нефасованной продукции в коробах", — рассказывает Маничева.

Завод вместо усадьбы

Вложив около 40 млн рублей из собственных сбережений и частично из заемных средств, новоиспеченная буржуа стала обладательницей областного предприятия ООО "Сясьстройский хлебозавод", на котором трудились 30 сотрудников.
"Кто–то покупает загородные усадьбы, а я вот завод в Ленобласти, — смеется Маничева. — Правда, со старым оборудованием и персоналом, не привыкшим к работе с крупными сетевыми магазинами. Когда мы начинали, предприятие было загружено лишь на 30%". Как признается предпринимательница, помимо сложного этапа наращивания производственных мощностей трудности поджидали и в обучении персонала. Большинству персонала не приходилось разбираться ни в компьютерах, ни с документами. Маничевой пригодился опыт управленца, приобретенный на прошлом месте работы.
Новая собственница произвела апгрейд производственных линий и внедрила систему международной сертификации, в результате чего объемы производства достигли 160 т в месяц. Сейчас уже заменили около 40% машин. Число сотрудников увеличили вдвое, теперь их 70 человек. Оборот предприятия с 60 млн рублей в 2016–м вырос до 150 млн к концу прошлого года. И ассортимент пополнился: к столовым сухарям добавили кондитерские изделия, рецепт которых бизнесвумен подсмотрела "на чужой стороне".

"Моника" двойного запекания

"Много путешествую и в каждой стране пробую национальные десерты. Так, во время очередной поездки открыла для себя кантуччи — десертный сухарь двойного запекания, который в Италии подают с вином или кофе. Чай–то итальянцы почти не пьют, — рассказывает хозяйка завода. — Россиянам же по вкусу тамошняя еда, поэтому решила привезти кусочек Италии сюда".
Предпринимательница наняла иностранных технологов, взяла в кредит у банка 5 млн рублей на закупку оборудования и занялась продвижением продукта под брендом "Моника".
Мощность нового оборудования составляет 200 кг/ч, а сейчас полным ходом готовится запуск линии, способной увеличить скорость приготовления кондитерских изделий до 800 к ч. На редкость быстро кантуччи появились на полках сетевых гипермаркетов. Сперва удалось договориться о поставках сухариков с ООО "ТД Интерторг" (универсамы "Народная семья", супермаркеты Spar), а затем в магазины компании X5 Retail Group (торговые сети "Перекресток", "Карусель", "Пятерочка"), АО "Тендер" (сеть "Магнит") и O’Key Group.

Кошмар пекаря

Страшный сон компании "Сясьстройский хлебозавод", как признается владелица, — это резкое подорожание сырья и распродажи в супермаркетах. "Когда в одной из сетей магазинов проходит акция на товары "2+1", производство загружается под завязку. А мы хотим двигаться вперед и экспортировать продукцию за рубеж, но оказываемся заложниками обязательств перед сетями", — сетует она. Итальянским десертом от российского завода заинтересовались эстонцы — заключили контракт на поставку в свои магазины. Между тем еще в начале 2018 года доля мака, закладываемая в себестоимость продукта, составляла 30%. Неурожай же семени в Чехии вызвал рост в среднем до 54–60%, а из–за открытого экспорта зерна за границу поднялись цены и на муку.
Всего за 2017–й в России, по данным Росстата, произведено 5,9 млн т хлеба и хлебобулочных изделий. Лидеры отрасли еще в 2010–2014 годах свернули производство сухарей. Объем рынка этих изделий составляет около 800 тыс. т в год.
По мнению игроков рынка, малому бизнесу в сфере хлебопечения тяжело дорасти до среднего, а тем более до большого, из–за двух монополистов: компаний "Каравай" и Fazer. Тем не менее количество малых кондитерских и сетевых пекарен в Петербурге, как не сложно заметить, увеличивается от года к году.
"Хлеб — продукт доступный, даже дорогой хлеб раз в неделю можно себе позволить, — говорит Ирина Снегова, гендиректор Кондитерского объединения "Любимый край". — Но потребление становится более рациональным: петербуржцы покупают столько, сколько точно съедят. Хуже идут продажи сложных хлебов, более дорогих, а именно они позволяют производителям зарабатывать".

Советы по делу от Ларисы Маничевой

1. Когда родился мой сын, один врач сказал: «Теперь у вас есть постоянная плохо оплачиваемая работа с непонятными инвестициями. Выходные, отпуск и пенсия не предвидятся». Развитие бизнеса во многом похоже на воспитание ребенка — относитесь к нему соответствующе.
2. Будьте внимательны к персоналу. Каждый сотрудник — это всегда инвестиции. Правильная система мотивации определяет эффективность работы. Зарплата сотрудника — язык цифр, на котором работодатель говорит работнику, что тот должен делать.
3. Предпосылки для вывода хлебобулочных изделий на рынок есть. Недорогих и вкусных продуктов в магазинах не так уж много, а потребность в них в связи с уменьшением покупательной способности остро ощущается. Попробуйте!
4. Не стоит тратить время на ожидание помощи, она придет лишь тогда, когда ваш успех станет очевидным. Рассчитывайте только на себя, и тогда, возможно, вам помогут.
5. Прежде чем открыть собственный бизнес, наберитесь опыта в качестве наемного сотрудника в компании из той же сферы. Контакты с торговыми сетями, производителями оборудования и поставщиками сырья станут хорошим подспорьем.