Юлия Дерябина Все статьи автора
25 марта 2019, 12:12 1236

Сушите сухари, благородная донна. Лариса Маничева увеличила производство на хлебозаводе в Ленобласти с 30 до 200 тонн

Лариса Маничева, генеральный директор Сясьстройского хлебозавода
Лариса Маничева, генеральный директор Сясьстройского хлебозавода
Фото: Беликов Валентин

Рецепт успешной выпечки: риск и итальянские традиции

Бизнес–леди Лариса Маничева проработала на хлебопекарнях Северо–Западного федерального округа 15 лет и устала быть на вторых ролях в крупных компаниях. Решила рискнуть и выкупила в конце 2015–го цех Волховского хлебозавода у холдинга "Петрохлеб". Производство выпечки в поселке Сясьстрой зародилось еще в далеком 1933–м, но на фоне общего падения рынка стагнировало. Под началом новой хозяйки всего за 3 года с 30 т сухариков в месяц объем и ассортимент выпускаемой продукции увеличился почти до 200 т. Ларисе Маничевой удалось, казалось бы, и невозможное — договориться о поставках товара на полки супермаркетов всех федеральных сетей, а также вывести на рынок доселе малоизвестные сухарики кантуччи.

"Сясьстройский хлебозавод" наладил производство десерта кантуччи

"Сясьстройский хлебозавод" наладил производство десерта кантуччи

1794
Татьяна Шаповалова

На подхвате у крупных

Путь к собственному делу предпринимательница Ларисa Маничева прокладывала, оттачивая на большом хлебном производстве навыки общения с прессой и управления персоналом: долгое время она возглавляла PR–службу ГК "Дарница" и одновременно занимала пост гендиректора Первого хлебопекарного объединения, известного как 11–й хлебозавод на Левашовском пр. Придя менеджером по персоналу, через полгода она поднялась по карьерной лестнице до директора по оргразвитию — и далее. Но стабильная зарплата и высокая должность не смогли удовлетворить ее амбиции. Около 5 лет Лариса вынашивала идею собственного малого предприятия, копила стартовый капитал и прощупывала почву для выхода на рынок.

Кризис ударил внезапно: массовое исчезновение местных производителей пришлось на период с 2012 года по 2015–й. Остановились производства на Киришском и Выборгском хлебокомбинатах, закрылся сосновский филиал Приозерского. Первое хлебопекарное объединение переехало из Петербурга на новую площадку в Пушкин. Будущая предпринимательница решила рискнуть. "Один из лидеров хлебного рынка закрыл завод по производству сухарей и сушек. Я присмотрелась к недооцененным производственным активам, которые позволили бы воспроизвести схожие продукты. В итоге решилась на покупку небольшого цеха, отгружающего в месяц пару десятков тонн нефасованной продукции в коробах", — рассказывает Маничева.

Завод вместо усадьбы

Вложив около 40 млн рублей из собственных сбережений и частично из заемных средств, новоиспеченная буржуа стала обладательницей областного предприятия ООО "Сясьстройский хлебозавод", на котором трудились 30 сотрудников.

"Кто–то покупает загородные усадьбы, а я вот завод в Ленобласти, — смеется Маничева. — Правда, со старым оборудованием и персоналом, не привыкшим к работе с крупными сетевыми магазинами. Когда мы начинали, предприятие было загружено лишь на 30%". Как признается предпринимательница, помимо сложного этапа наращивания производственных мощностей трудности поджидали и в обучении персонала. Большинству персонала не приходилось разбираться ни в компьютерах, ни с документами. Маничевой пригодился опыт управленца, приобретенный на прошлом месте работы.

Мини–пекарни создают угрозу для бизнеса крупных хлебозаводов, вытесняя их продукцию из покупательской корзины

Мини–пекарни создают угрозу для бизнеса крупных хлебозаводов, вытесняя их продукцию из покупательской корзины

35943
Александр Сологуб, Ольга Мягченко

Новая собственница произвела апгрейд производственных линий и внедрила систему международной сертификации, в результате чего объемы производства достигли 160 т в месяц. Сейчас уже заменили около 40% машин. Число сотрудников увеличили вдвое, теперь их 70 человек. Оборот предприятия с 60 млн рублей в 2016–м вырос до 150 млн к концу прошлого года. И ассортимент пополнился: к столовым сухарям добавили кондитерские изделия, рецепт которых бизнесвумен подсмотрела "на чужой стороне".

"Моника" двойного запекания

"Много путешествую и в каждой стране пробую национальные десерты. Так, во время очередной поездки открыла для себя кантуччи — десертный сухарь двойного запекания, который в Италии подают с вином или кофе. Чай–то итальянцы почти не пьют, — рассказывает хозяйка завода. — Россиянам же по вкусу тамошняя еда, поэтому решила привезти кусочек Италии сюда".

Предпринимательница наняла иностранных технологов, взяла в кредит у банка 5 млн рублей на закупку оборудования и занялась продвижением продукта под брендом "Моника".

Мощность нового оборудования составляет 200 кг/ч, а сейчас полным ходом готовится запуск линии, способной увеличить скорость приготовления кондитерских изделий до 800 к ч. На редкость быстро кантуччи появились на полках сетевых гипермаркетов. Сперва удалось договориться о поставках сухариков с ООО "ТД Интерторг" (универсамы "Народная семья", супермаркеты Spar), а затем в магазины компании X5 Retail Group (торговые сети "Перекресток", "Карусель", "Пятерочка"), АО "Тендер" (сеть "Магнит") и O’Key Group.

Кошмар пекаря

Страшный сон компании "Сясьстройский хлебозавод", как признается владелица, — это резкое подорожание сырья и распродажи в супермаркетах. "Когда в одной из сетей магазинов проходит акция на товары "2+1", производство загружается под завязку. А мы хотим двигаться вперед и экспортировать продукцию за рубеж, но оказываемся заложниками обязательств перед сетями", — сетует она. Итальянским десертом от российского завода заинтересовались эстонцы — заключили контракт на поставку в свои магазины. Между тем еще в начале 2018 года доля мака, закладываемая в себестоимость продукта, составляла 30%. Неурожай же семени в Чехии вызвал рост в среднем до 54–60%, а из–за открытого экспорта зерна за границу поднялись цены и на муку.

Всего за 2017–й в России, по данным Росстата, произведено 5,9 млн т хлеба и хлебобулочных изделий. Лидеры отрасли еще в 2010–2014 годах свернули производство сухарей. Объем рынка этих изделий составляет около 800 тыс. т в год.

По мнению игроков рынка, малому бизнесу в сфере хлебопечения тяжело дорасти до среднего, а тем более до большого, из–за двух монополистов: компаний "Каравай" и Fazer. Тем не менее количество малых кондитерских и сетевых пекарен в Петербурге, как не сложно заметить, увеличивается от года к году.

"Хлеб — продукт доступный, даже дорогой хлеб раз в неделю можно себе позволить, — говорит Ирина Снегова, гендиректор Кондитерского объединения "Любимый край". — Но потребление становится более рациональным: петербуржцы покупают столько, сколько точно съедят. Хуже идут продажи сложных хлебов, более дорогих, а именно они позволяют производителям зарабатывать".

Советы по делу от Ларисы Маничевой

1. Когда родился мой сын, один врач сказал: «Теперь у вас есть постоянная плохо оплачиваемая работа с непонятными инвестициями. Выходные, отпуск и пенсия не предвидятся». Развитие бизнеса во многом похоже на воспитание ребенка — относитесь к нему соответствующе.

2. Будьте внимательны к персоналу. Каждый сотрудник — это всегда инвестиции. Правильная система мотивации определяет эффективность работы. Зарплата сотрудника — язык цифр, на котором работодатель говорит работнику, что тот должен делать.

3. Предпосылки для вывода хлебобулочных изделий на рынок есть. Недорогих и вкусных продуктов в магазинах не так уж много, а потребность в них в связи с уменьшением покупательной способности остро ощущается. Попробуйте!

4. Не стоит тратить время на ожидание помощи, она придет лишь тогда, когда ваш успех станет очевидным. Рассчитывайте только на себя, и тогда, возможно, вам помогут.

5. Прежде чем открыть собственный бизнес, наберитесь опыта в качестве наемного сотрудника в компании из той же сферы. Контакты с торговыми сетями, производителями оборудования и поставщиками сырья станут хорошим подспорьем.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама