Ольга Комок Все статьи автора
23 марта 2019, 10:03 2744

По–взрослому. Фестиваль БТК "Маленький сложный человек"

"Вафельное сердце"
"Вафельное сердце"
Фото: БТК

Среди тысяч материнских забот размышления о том, на какой спектакль сводить 3–6–12–18–летнего ребеночка, занимают не самое центральное место. Но как доходит до обустройства культурного досуга и просвещения, так начинаются сомнения, страхи, воспоминания о собственных детских травмах от походов в неправильные театры и звонки друзьям–актерам и театральным критикам. Нехватку постановок, которые говорят на одном языке с детьми и при этом симпатичны их родителям, не восполнит и десяток фестивалей. Посему появление нового — да еще с весьма многообещающим названием "Маленький сложный человек" — можно только приветствовать.

Война и немцы. "Гробница малыша Тутанхамона" и "Близкие друзья" Елизаветы Бондарь

Война и немцы. "Гробница малыша Тутанхамона" и "Близкие друзья" Елизаветы Бондарь

763
Ольга Комок

Виновники грядущего торжества — молодые и крайне шустрые сотрудники Большого театра кукол, команда БТК–феста, создатели БТК–лаборатории для молодых режиссеров. Не вступая в конкуренцию со старшими товарищами — тюзовской "Радугой" или зазеркальным "Арлекином" — они нацелились на современную детскую литературу (преимущественно зарубежную переводную в изданиях "Самоката" и "Поляндрии"), которая и на сцене воплощена максимально современно. То бишь с повышенной интерактивностью и/ или документальностью, экспериментами с формой и/ или содержанием. Ну а главный критерий фестивального отбора спектаклей значится в самом его названии.

Любые маленькие достойны сложных тем и разговоров "по–взрослому". Возрастной ценз в афише — от 4+ до 14+, но ни в одной группе нет постановок из класса простейших. Каждый день с 27 марта по 1 апреля несколько показов на трех сценах БТК (плюс два выездных спектакля в Александринском театре и Karlsson Haus), дискуссии и презентации в буфете, целый день режиссерских эскизов — глаза разбегаются. Собирать их в кучку можно по формальному принципу (кто в сцену превращает стол, а кто — сами стены), по территориальной принадлежности (Петербург, Москва, Архангельск, Клайпеда и чемпион — ТЮЗ из Нягани), по возрасту целевой аудитории. Мы пойдем от противного.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

То есть от подростков. Этой нелицеприятной, отчаянно требовательной публике адресованы хорошо известный опыт Михаила Патласова "Ливия 13" — страшноватый спектакль–тренинг о школьном буллинге (28 марта, Александринский театр), "Я — есть" Няганского ТЮЗа, созданный по пьесам, написанным тамошними подростками, и уже вошедший в лонг–лист "Золотой маски" (31 марта), а еще — "Папа встретит меня в L.A." Архангельского областного молодежного театра (29 и 30 марта), в котором по воле петербургского режиссера Максима Соколова зрители лежат в кроватях, артисты буквально замурованы в стенах и лишь главный герой — мальчик Оскар в исполнении Кирилла Ратенкова — свободно перемещается по пространству и времени, между реальным и воображаемым мирами. Без однозначного хеппи–энда.

Дети среднего школьного возраста по сложности внутреннего мироустройства ничуть не уступают подросткам. Это вполне красноречиво утверждают спектакль–дуэт театра "Суббота" о школьных друзьях и врагах (и снова о буллинге) "Цацики идет в школу" (29 марта) и милейшая постановка БТК "Мой дедушка был вишней", в которой Иван Пачин поэтически решает вопрос (ни много ни мало!) жизни и смерти (28 марта).

Детям поменьше везет, как обычно, больше. Благодарной аудитории 4–6+ предназначены смешной мастер–класс "Как стать художником" московского театра "Снарк" (28 марта) и жутковатый игрушечный "Крокодил" петербургской лаборатории Tricktrek (28 марта), очаровательные "Приключения кролика Эдварда", которые Клайпедский театр кукол разыгрывает на маленьком столике (29 марта), и залихватское "Вафельное сердце" москвичей "ТО9" (28 марта), "Никита и кит" БТК (30 марта) и "Сказки про мам" театра "ТриЧетыре" (31 марта).

Самым крошечным (таким, что поначалу их записали в 0+, однако потом одумались) адресованы сразу две премьеры БТК: "Дашенька, или История щенячьей жизни" по Карелу Чапеку (27 марта) и "Дрозд фрау Майер" (27 марта), а также "Мама Му. Счастливая корова" "Карлсон–хауса" (30 марта, Karlsson Haus) и, пожалуй, "Волшебный палец" творческого объединения "АрДа" (27 марта).

А вот читка рассказов Тоона Теллегена из книжки "Не все умеют падать", которую Книжный театр издательства "Поляндрия" проведет 31 марта, афишируется как 4+, но особенно рекомендуется взрослым. Нежные абсурдистские притчи про муравьев и белок — это как "Ежик в тумане". При выдержке 20–40 лет становятся только смешней, ясней и грустней.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама