Та еще философия. Бизнес и власть о поправках в Правила благоустройства

Смольный подготовил поправки в Правила благоустройства, касающиеся эстетических регламентов. Бизнес изменения не устроили. Аргументами стороны обменялись на круглом столе в "ДП".

Елена Кириченко, и.о. заместителя председателя комитета по градостроительству и архитектуре:

В настоящее время Правила благоустройства в части эстетических регламентов проходят оценку регулирующего воздействия. После чего, в соответствии с регламентом правительства, утверждение будет продолжено, выход постановления ориентировочно планируется в апреле.
Комитетом были проанализированы все поступившие предложения, основные касались высоты вывесок на фасадах. Данное предложение было учтено — максимально допустимая высота вывесок на фасадах составила 80 см. Также было введено дополнительное требование — возможность разработки комплексного проекта в отношении всего фасада, где возможно превышение максимально допустимой высоты объекта наружной информации при его обосновании в контексте единого архитектурного облика.
Второе изменение в правилах коснулось отдельно стоящих информационных конструкций и изменений для сети организаций общественного питания, осуществляемых по технологии без выхода из автомобиля. Для них были отменены минимальные расстояния между информационными конструкциями, которые раньше устанавливались (не менее 25 м).
В действующей редакции правил также предусмотрена разработка проекта в отношении таких объектов. Введен дополнительный раздел по размещению конструкций на ограждениях строительных площадок.

"ДП": Это изменения, которые были запланированы в изначальной редакции поправок. Что поменялось по результатам общественных слушаний?

Елена Кириченко:

По результатам общественных обсуждений все требования были более дифференцированы и детализированы. Введена дифференциация для районов исторической и современной застройки, но общая канва предложений, какой она была в декабре, такой и осталась по результатам общественных обсуждений. Кардинальных нововведений не было и в самих предложениях.

Мария Карташова, заместитель начальника юридического отдела по сопровождению инвестиционных проектов компании Fort Group:

Мы, как один из крупных ретейлеров в Петербурге, владелец отдельно стоящих торговых комплексов, значительно пострадали с введением новых правил и очень ждем выхода измененного постановления, которое даст нам возможность вернуться к той практике, которая была раньше.
Нас радует, что мы сможем рассчитывать на индивидуальный подход, учитывающий место расположения объекта, окружение и функционал здания, которым владеем. Однако хотелось бы уточнить, что будет с теми концепциями, которые были утверждены ранее. Нужно ли будет их переутверждать, если они в индивидуальном порядке согласовывались, или они автоматически отменяются и не применяются, а нам повторно нужно будет разрабатывать концепцию на каждое здание индивидуально?

Елена Кириченко:

Если в действующей концепции все вывески попадают под усредненный параметр высоты, который ограничен 80 см, то данная концепция может продолжать жить. Цель разработки проектов в отношении всего фасада — это тот случай, когда усредненный параметр не устраивает хозяйствующий субъект по каким–либо причинам. Именно применение усредненного параметра позволяет осуществлять локальное проектирование, не обращая внимания на весь фасад, то есть этот параметр уже помогает упорядочить вывески по высоте в границах фасада.
Разработка проекта в первую очередь направлена на увязку всех существующих конструкций в границах фасада. Поэтому, если конструкция не попадает под усредненный параметр, требуется разработка проекта в границах фасада.

Мария Карташова:

Насколько возможен индивидуальный подход? Здания отдельно стоящих торговых комплексов могут быть как небольшими, так и достаточно крупными. Насколько здесь пределы наших желаний будут совпадать с пределами ваших возможностей по согласованию этих концепций?

Елена Кириченко:

При разработке проекта следует руководствоваться всеми требованиями 40–го постановления, за исключением требований к высоте конструкций. При разработке проектов в границах всего фасада, если применять остальные требования, которые касаются фасадных решений, композиционных приемов, членений фасада, если их читать детально, складывается общее понимание по размещению вывесок в границах фасада. Размещение вывесок производится в границах простенков. В 40–м постановлении есть критерий, параметр, который определяет высоту вывески относительно простенка. Естественно, это сгруппированность, упорядоченность при размещении в границах фасада.

Сергей Серезлеев, экс–председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ:

Могу пример привести: в здании ТЦ "Галерея" есть встроенный экран. Я был против его установки и консультировался с коллегами, но нам показали и доказали, что конструктивно это было решено сразу же, что "Галерея" получила разрешение. На Владимирском пр., ближе к станции метро "Владимирская", есть бизнес–центр — там такая же ситуация. Это пример, когда конструктив уже запланирован и заложен. Второй пример, со знаком минус, — это угол Невского пр. и наб. реки Фонтанки. Там раньше была налоговая инспекция. Разрушили здание, сейчас построили новое. Прямо на крыше сделали закладные подкрышные установки рекламных конструкций. Таких вещей не должно быть.

Дмитрий Орлов, генеральный директор филиала Russ Outdoor:

У меня несколько вопросов про строительные заборы. В предыдущей редакции постановления № 40 "Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт–Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства", от 31 января 2017 года строителям было разрешено размещать упорядоченные рекламные конструкции с определенным отступом друг от друга. Строители — не самая ущемленная категория бизнеса. Временные рекламные поверхности на строительных площадках не служат украшением города. Нет ничего более постоянного, чем временное, и попытки решения таких вопросов исчисляются годами, а иногда десятилетиями. Зачем было увеличивать им квоту на рекламу? В этом плане у меня есть сугубо цеховой интерес, потому что я представляю крупнейшего оператора наружной рекламы. Когда вводилась схема, был найден общественный сбалансированный подход к количеству конструкций, и сейчас дополнительные площади неоднозначно влияют на рынок в целом.

Елена Кириченко:

Вся информация касается только возводимого объекта, сбалансированный подход не изменится.

Сергей Серезлеев:

В этой части наша с коллегами дискуссия вышла на уровень выше. Опыт Москвы мы тоже изучили, столица пошла по другому пути: она запретила заборы и установила прозрачные сетки. Глава города сказал, что все должно быть прозрачно и понятно, что творится на площадке, не мусор, а чисто и аккуратно. И как жителю мне, может быть, было бы приятнее посмотреть, как строится дом, чем наблюдать в 2 этажа, 3–5–метровой высоты, забор.
Мы уменьшили количество рекламных конструкций в городе с 16 тыс. до 8 тыс., рынок отыгран, они должны в течение 10 лет работать, каждый год они платят нам 1 млрд 28 млн. Мы даем строителям сегмент минимум 75–85 м2 (вместо 33 м2), на которых они могут размещать. Сегодня в реестре строительных компаний 250 строек. Получается, что общая площадь всех заявленных строящихся домов в 2 раза больше, чем рынок наружной рекламы Петербурга. К чему это приведет? Поток рекламодателей с наружной рекламы переходит в руки строительных компаний. Тут та еще философия.

Борис Фреер, руководитель отдела рекламы компании «Теремок»:

Мы видим результат работы комитета. Но настаиваем на применении комплексного подхода. Переоформив сеть в соответствии с законом, мы вынуждены констатировать, что в ряде случаев наши вывески становятся существенно меньше, чем у других. Это напрямую влияет на оборот. Подобная ситуация касается как центра города, так и торговых комплексов. Город, безусловно, стал чище после демонтажей крупных информационных конструкций, это нам нравится, но требуется усилить комплексный подход к фасадам, чтобы условия были равными для всех участников рынка.

Сергей Серезлеев:

Это очень важно. Хочу привести цифры. За 2 года действия 40–го постановления выдано 50 тыс. разрешений. До вступления — всего 22 тыс. То есть рынок поверил и начал получать разрешения. Не только вы, но и "Пятерочка", "Перекресток", даже сетевые компании. Вы вложили определенные средства и выполнили все требования, а недобросовестные конкуренты — не те, у которых не закончилось разрешение, а те, у которых вообще никаких разрешений нет, — начинают этим пользоваться. Это неправильно.
Чем быстрее изменения в 40–е постановление примем, тем быстрее наведем порядок.