2018 год стал самым успешным для российских пивоваров за 11 лет. Пивной бум привел к росту числа пивоварен и баров в Петербурге.
Российский рынок пивоварения растет — в 2018 году объем производства пива достиг 774,7 млн дкл. Как отмечают аналитики Nielsen, это на 4,1% больше, чем годом ранее, показатель стал рекордным за последние 11 лет. В Петербурге, по данным Росалкогольрегулирования, производство пива в объемном выражении увеличилось на 6,9%, а продажи напитка в торговых точках — на 7,9%. По данным производителя смарт–терминалов компании "Эвотор", особым успехом пользовалось разливное пиво.
"Если смотреть показатели магазинов, продающих только бутилированное пиво, то растущий тренд можно не заметить. Однако в сегменте магазинов, специализирующихся на разливном пиве, картина иная, в среднем за год оборот на точку рос на 1% в месяц, то есть на 12% от февраля к февралю", — рассказали в компании.
Как считают эксперты и участники рынка, драйвером роста стал Чемпионат мира по футболу. Положительно на продажах сказались благоприятная погода и отсутствие новых законодательных ограничений на производство и оборот пивоваренной продукции.
Рост по–крупному
"Мы связываем рост продаж в прошлом году не столько с мундиалем, сколько с благоприятными погодными условиями в городе. Сентябрь и октябрь выдались на редкость теплыми. Это всегда положительно сказывается на объемах продаж напитков", — считает Александр Романенко, совладелец пивоварни "Бакунин".
С предпринимателем не согласен Николай Белоусов, владелец паба Finnegans. "Рискну предположить, что без мундиаля динамика показалась бы стагнирующей как с точки зрения посещаемости ресторанов и баров, так и с точки зрения потребления пива. Петербуржцы становятся рациональнее из–за падения покупательной способности, а конкуренция на рынке питания растет", — говорит он.
Владельцы небольших крафтовых пивоварен считают, что ЧМ–2018 в основном спровоцировал рост продаж заводского пива. Например, ООО "Пивоваренная компания "Балтика" в 2018 году увеличило объемы продаж на 2% по сравнению с 2017 годом, сообщили в компании. Heineken также существенно увеличила объем производства в 2018 году, в том числе за счет роста объемов производства на петербургской площадке. По итогам 2018 года рост составил 9%.
Кусок для крафта
Впрочем, петербургские производители крафтового пива благодаря притоку туристов тоже смогли откусить свой кусок пирога.
"По нашим наблюдениям, в 2018 году в России открылся десяток новых пивоварен", — говорит Денис Лазарев (ИП), который проводит мастер–классы по крафтовому пивоварению. К примеру, о запуске собственной пивоварни ранее "ДП" рассказали владельцы контрактной пивоварни "Бакунин".
Выросло и количество пивных ресторанов и баров. Сейчас их около 250 в Петербурге, а еще в конце 2017 года было примерно вдвое меньше. Между тем рестораторы объявили о запуске новых проектов. По словам Дениса Лазарева, в 2019 году его команда переедет из маленькой мастерской в более просторное помещение, где по соседству будет открыт бар. "Будем одновременно проводить мастер–классы в двух залах. Сейчас находимся в поиске помещения площадью от 100 м2. Планируем инвестировать около 1 млн рублей", — рассказал он. В апреле новый пивной бар откроют совладельцы пивоварни "Бакунин". В отличие от предыдущих проектов ("Бакунин", Kiosk и пр.), он будет находиться не в центре Петербурга. На сайте компании анонсировано открытие точки под названием Stereopub.
"В марте у нас в техническом режиме начал работу коптильня–бар "Топка" на Большом пр. Петроградской стороны", — сообщил Николай Белоусов. В меню "Топки" копченое мясо и пиво российских производителей. Площадь бара — 100 м2, заведение рассчитано на 45 посадочных мест. Инвестиции в проект превысили 5 млн рублей.
Зуд регуляторов
Развитие пивоварения в последнее время часто натыкается на законодательные ограничения. Поэтому петербургские производители пива и рестораторы хотя и строят планы по расширению бизнеса, всегда оговариваются — отрасль будет развиваться, если законотворцы не преподнесут очередной сюрприз. "В связи с постоянными изменениями в законодательстве крафтовый рынок может сильно просесть. Крафт — это больше хобби, и, если начать жестко регулировать эту сферу, она не выживет", — считает Денис Лазарев.
Так, к примеру, недавно в Минфине поддержали инициативу ввести минимальную розничную цену на пиво в размере 35 рублей за 0,5 л. Производители пива эту инициативу не поддержали.
С точки зрения Ораза Дурдыева, директора по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes, установка минимальной розничной цены неактуальна для пивоваров, поскольку в случае с пивом доля нелегального рынка невелика.
Снова на футбол
Однако, несмотря на возможные ужесточения правил ведения бизнеса, отрасль начинает готовиться к очередному туристическому сезону.
Кроме того, уже через год в город снова приедет армия футбольных болельщиков. В рамках Euro–2020 в Петербурге пройдет несколько футбольных матчей. "Если говорить об общем объеме потребления пива, то Euro–2020 рост вызовет, но пока неясно какой. Нет еще даже сетки турнира", — рассказывает Александр Романенко.
“
В прошлом году был рост продаж, и на смену ему пришел резкий спад. Февраль и март 2019 года показали, что в праздничные дни посетителей приходит очень много, а в будние почти никого. Раньше петербуржцы в среднем 2 раза в неделю выбирались в бары: один — в будний и другой — в выходной. Сейчас — только в выходной. В результате прошлый год по показателям обогнал нынешний. Поэтому теперь с понедельника по пятницу мы отдаем зал под массовые мероприятия, семинары и пр. Думаем, что к этому скоро придет весь общепит: еда в сочетании с лекциями.
Артем Горелов
владелец пивоварни Brewmen
“
В 2018 году начал зарождаться полноценный учет розничных продаж пива, в связи с этим и возникает иллюзия повышения объемов розничной реализации этого алкогольного напитка. Но никакого роста объемов розничных продаж пива в 2018 году в России не наблюдалось, и в 2019–м его тоже не будет. Потребление пива последние 10 лет снижалось не только из–за роста акцизов, проблема еще в демографическом кризисе в РФ: численность населения в группе потребителей пива от 18 до 55 лет упала с 2007 года на 10 млн человек. Даже мощная рекламная кампания в период подготовки и проведения ЧМ по футболу — 2018 не помогла, так как эта реклама усилила конкуренцию между пивными брендами, но никак не повлияла на общее потребление пива в нашей стране.
Максим Черниговский
генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка»