Фото: Коньков Сергей

На пене волны. Пивной бум привел к росту числа пивоварен и баров в Петербурге

2018 год стал самым успешным для российских пивоваров за 11 лет. Пивной бум привел к росту числа пивоварен и баров в Петербурге.

Российский рынок пивоварения растет — в 2018 году объем производства пива достиг 774,7 млн дкл. Как отмечают аналитики Nielsen, это на 4,1% больше, чем годом ранее, показатель стал рекордным за последние 11 лет. В Петербурге, по данным Росалкогольрегулирования, производство пива в объемном выражении увеличилось на 6,9%, а продажи напитка в торговых точках — на 7,9%. По данным производителя смарт–терминалов компании "Эвотор", особым успехом пользовалось разливное пиво.

Пивовары предпочли на разлив. Крупные игроки заинтересовались рекордно растущим сегментом разливного пива

Пивовары предпочли на разлив. Крупные игроки заинтересовались рекордно растущим сегментом разливного пива

3809
Елена Домброва

"Если смотреть показатели магазинов, продающих только бутилированное пиво, то растущий тренд можно не заметить. Однако в сегменте магазинов, специализирующихся на разливном пиве, картина иная, в среднем за год оборот на точку рос на 1% в месяц, то есть на 12% от февраля к февралю", — рассказали в компании.

Как считают эксперты и участники рынка, драйвером роста стал Чемпионат мира по футболу. Положительно на продажах сказались благоприятная погода и отсутствие новых законодательных ограничений на производство и оборот пивоваренной продукции.

Рост по–крупному

"Мы связываем рост продаж в прошлом году не столько с мундиалем, сколько с благоприятными погодными условиями в городе. Сентябрь и октябрь выдались на редкость теплыми. Это всегда положительно сказывается на объемах продаж напитков", — считает Александр Романенко, совладелец пивоварни "Бакунин".

С предпринимателем не согласен Николай Белоусов, владелец паба Finnegans. "Рискну предположить, что без мундиаля динамика показалась бы стагнирующей как с точки зрения посещаемости ресторанов и баров, так и с точки зрения потребления пива. Петербуржцы становятся рациональнее из–за падения покупательной способности, а конкуренция на рынке питания растет", — говорит он.

Владельцы небольших крафтовых пивоварен считают, что ЧМ–2018 в основном спровоцировал рост продаж заводского пива. Например, ООО "Пивоваренная компания "Балтика" в 2018 году увеличило объемы продаж на 2% по сравнению с 2017 годом, сообщили в компании. Heineken также существенно увеличила объем производства в 2018 году, в том числе за счет роста объемов производства на петербургской площадке. По итогам 2018 года рост составил 9%.

Кто тут крафтовее. Организаторы трех фестивалей авторского пива в Петербурге не смогли поделить календарь

Кто тут крафтовее. Организаторы трех фестивалей авторского пива в Петербурге не смогли поделить календарь

23511
Михаил Грачев

Кусок для крафта

Впрочем, петербургские производители крафтового пива благодаря притоку туристов тоже смогли откусить свой кусок пирога.

"По нашим наблюдениям, в 2018 году в России открылся десяток новых пивоварен", — говорит Денис Лазарев (ИП), который проводит мастер–классы по крафтовому пивоварению. К примеру, о запуске собственной пивоварни ранее "ДП" рассказали владельцы контрактной пивоварни "Бакунин".

Выросло и количество пивных ресторанов и баров. Сейчас их около 250 в Петербурге, а еще в конце 2017 года было примерно вдвое меньше. Между тем рестораторы объявили о запуске новых проектов. По словам Дениса Лазарева, в 2019 году его команда переедет из маленькой мастерской в более просторное помещение, где по соседству будет открыт бар. "Будем одновременно проводить мастер–классы в двух залах. Сейчас находимся в поиске помещения площадью от 100 м2. Планируем инвестировать около 1 млн рублей", — рассказал он. В апреле новый пивной бар откроют совладельцы пивоварни "Бакунин". В отличие от предыдущих проектов ("Бакунин", Kiosk и пр.), он будет находиться не в центре Петербурга. На сайте компании анонсировано открытие точки под названием Stereopub.

"В марте у нас в техническом режиме начал работу коптильня–бар "Топка" на Большом пр. Петроградской стороны", — сообщил Николай Белоусов. В меню "Топки" копченое мясо и пиво российских производителей. Площадь бара — 100 м2, заведение рассчитано на 45 посадочных мест. Инвестиции в проект превысили 5 млн рублей.

Зуд регуляторов

Развитие пивоварения в последнее время часто натыкается на законодательные ограничения. Поэтому петербургские производители пива и рестораторы хотя и строят планы по расширению бизнеса, всегда оговариваются — отрасль будет развиваться, если законотворцы не преподнесут очередной сюрприз. "В связи с постоянными изменениями в законодательстве крафтовый рынок может сильно просесть. Крафт — это больше хобби, и, если начать жестко регулировать эту сферу, она не выживет", — считает Денис Лазарев.

Так, к примеру, недавно в Минфине поддержали инициативу ввести минимальную розничную цену на пиво в размере 35 рублей за 0,5 л. Производители пива эту инициативу не поддержали.

С точки зрения Ораза Дурдыева, директора по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes, установка минимальной розничной цены неактуальна для пивоваров, поскольку в случае с пивом доля нелегального рынка невелика.

Снова на футбол

Однако, несмотря на возможные ужесточения правил ведения бизнеса, отрасль начинает готовиться к очередному туристическому сезону.

Кроме того, уже через год в город снова приедет армия футбольных болельщиков. В рамках Euro–2020 в Петербурге пройдет несколько футбольных матчей. "Если говорить об общем объеме потребления пива, то Euro–2020 рост вызовет, но пока неясно какой. Нет еще даже сетки турнира", — рассказывает Александр Романенко.

В прошлом году был рост продаж, и на смену ему пришел резкий спад. Февраль и март 2019 года показали, что в праздничные дни посетителей приходит очень много, а в будние почти никого. Раньше петербуржцы в среднем 2 раза в неделю выбирались в бары: один — в будний и другой — в выходной. Сейчас — только в выходной. В результате прошлый год по показателям обогнал нынешний. Поэтому теперь с понедельника по пятницу мы отдаем зал под массовые мероприятия, семинары и пр. Думаем, что к этому скоро придет весь общепит: еда в сочетании с лекциями.
Артем Горелов
Артем Горелов
владелец пивоварни Brewmen
В 2018 году начал зарождаться полноценный учет розничных продаж пива, в связи с этим и возникает иллюзия повышения объемов розничной реализации этого алкогольного напитка. Но никакого роста объемов розничных продаж пива в 2018 году в России не наблюдалось, и в 2019–м его тоже не будет. Потребление пива последние 10 лет снижалось не только из–за роста акцизов, проблема еще в демографическом кризисе в РФ: численность населения в группе потребителей пива от 18 до 55 лет упала с 2007 года на 10 млн человек. Даже мощная рекламная кампания в период подготовки и проведения ЧМ по футболу — 2018 не помогла, так как эта реклама усилила конкуренцию между пивными брендами, но никак не повлияла на общее потребление пива в нашей стране.
Максим Черниговский
Максим Черниговский
генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка»
Инна Рейхард, Юлия Дерябина Все статьи автора
20 марта 2019, 09:47 13527
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама