Курортный роман. Рынок санаторно–курортного лечения переживает второе рождение

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Интерес к отрасли активизировался со стороны государства и частных инвесторов.

Интерес государства к этой нише медицинского рынка обозначился в 2015 году, когда Минздрав РФ анонсировал планы провести инвентаризацию объектов санаторно–курортной отрасли в стране. Внимание к ней вполне закономерно: на рынок объемом порядка 120 млрд рублей после развала Советского Союза на некоторое время просто махнули рукой.
Поэтому началась подготовка проекта стратегии развития отрасли. Итоговый документ должен был появиться к лету 2017 года. Ответственным за его создание назначили ведущее учреждение — НИИ медицинской реабилитации и курортологии. Но работа над документом затянулась, распоряжение правительства, которым утверждена стратегия развития санаторно–курортного комплекса РФ, вышло лишь в ноябре 2018 года. Теперь в недрах Кабинета министров готовится новый документ — план мероприятий по реализации стратегии.

В лучших традициях

В Петербурге к реанимации санаторно–курортной отрасли подключился даже экс–министр транспорта, а ныне глава "Группы ЛСР"Максим Соколов — он приобрел 40% акций Х–clinic. Это амбициозный проект по строительству в Репино, на месте апарт–отеля X–Home, элитной клиники. Участники рынка сомневаются в высокой рентабельности проекта, особенно с учетом того, что изначально он рассматривался как девелоперский, а не медицинский.
"Я не особо верю в его высокую окупаемость, — говорит генеральный директор ОАО "Санаторий "Сестрорецкий курорт" Михаил Горба. — Хотя приятно, что в ассортименте предложений появляются и услуги для VIP–клиентов. Это создает общий тренд на здоровый образ жизни и контроль за своим здоровьем".
Но, по словам эксперта, с точки зрения коммерческого результата даже наличие модных трендов не гарантирует безусловного успеха автоматически.
"Даже для самой хорошей идеи критично важно продумать механику ее исполнения и продвижения на рынке. А тем более когда целевая аудитория столь малочисленна. Поэтому для меня такие проекты не являются индикаторами рынка", — заявил Михаил Горба.
Разрабатывая собственные стратегии развития, старожилы санаторно–курортного рынка говорят о необходимости детального анализа ситуации, тщательного мониторинга и гибкого подхода. Основные факторы выживания — платежеспособность активной части населения, развитие международного туризма, приоритет цены в проводимых тендерах на услуги санаторно–курортного лечения и отдыха. В этих условиях, говорит Михаил Горба, сотрудничество и взаимная заинтересованность государства и бизнеса становятся необходимыми условиями возрождения отрасли.

Виноват не спрос,а его структура

Необходимость коллаборации бизнеса и государства понимают все, а вот формы этого взаимодействия каждый трактует по–своему. И, соответственно, выбирает собственную траекторию развития.
Так, по наблюдениям директора по инновациям и маркетингу ГК "XXI век" Артура Канаяна, государственных игроков на рынке санаторно–курортных услуг с каждым годом становится все меньше.
"Государство не заточено под обеспечение сервиса высокого уровня. Поэтому федеральные и региональные власти с относительной легкостью передают санаторные комплексы в частные руки. Как правило — людям, имеющим опыт в отельном бизнесе и при этом стремящимся усиливать медицинскую составляющую", — комментирует эксперт.
Сама ГК "XXI век" реализовала эту идею в нетривиальной форме — на базе медицинской компании было открыто туристическое агентство. В общем объеме выручки группы его доля невелика. Но, как говорят в ГК "XXI век", гораздо важнее для компании репутация и удовлетворенность пациентов. Если у компании есть достойная экспертиза в медицине, собственная транспортная служба, необходимый пул контрактов с партнерами, развитие этого направления становится очевидным и естественным.
"Для пациентов это возможность получить санаторно–курортное лечение, назначенное врачом, максимально релевантно и качественно", — говорит Артур Канаян.
По его мнению, платежеспособный спрос не снижается, но меняется его структура. Сейчас пользуются спросом или очень дорогие продукты, или очень бюджетные. "Санкур — это, как правило, бюджетный отдых, и спада спроса на него нет. Потому что, когда дело касается здоровья, люди находят деньги. И именно сервис, качество услуг становятся решающими факторами, которые определяют выбор", — резюмирует эксперт.
У Михаила Горбы прямо противоположное мнение. Он считает, что нынешняя динамика спроса на санаторно–курортные услуги внутри страны отрицательная. И в этой связи в портфеле заказов большинства санаторно–курортных учреждений, ориентирующихся на средний класс потребителей, будет возрастать доля госконтрактов и договоров с юридическими лицами. Соответственно, линейку предложений на рынке лечебно–оздоровительных, спа и медицинских реабилитационных услуг ждут еще большая дифференциация и сегментирование. "Сестрорецкий курорт" возлагает большие надежды на то, что в перечне услуг по госконтрактам появятся новые направления, в частности онкология.