Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области (УКООЛО) с 1 апреля вступит в статус регионального оператора. Тестировать работу УКООЛО (выручка за 2017 год — 274,9 млн рублей) первые 2 месяца будут только в Приозерском районе. Далее с 1 июня подключится Выборгский район, а с 1 июля — Лужский. Планируется, что к 1 ноября все 17 районов Ленинградской области и единственный городской округ (Сосновый Бор) перейдут на новые федеральные правила обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Район–пионер
Территорию, которая станет пионером вхождения в реформу, выбирали по нескольким принципам — отдаленность от Санкт–Петербурга, наибольшая готовность объектов по обращению с отходами и всех участников процесса, включая жилищные и транспортные компании.
Соответственно, по итогам апреля жители Приозерского района получат обновленные квитанции за услуги ЖКХ — в них появится строка с размером фиксированной платы за работу регионального оператора.
Напомним, в Ленинградской области было решено установить на 2019 год тариф на вывоз мусора исходя из площади жилья, а именно 6,35 рубля за 1 м2. При этом все льготы сохраняются.
Транспортные компании, в свою очередь, тоже подготовились. Изначально на рынке перевозчиков в районе работали четыре компании, все они по итогам конкурсных процедур будут продолжать трудиться на вверенных территориях, только уже "под крылом" регионального оператора. Самые крупные — МП "ПРАУ" (выручка за 2017 год — 99,2 млн рублей) и АО "Сосновоагроснаб" (выручка за 2017 год — 45,9 млн рублей). Они помимо сбора неопасных отходов имеют право на работу с I классом опасности (батарейки, ртутные термометры, люминесцентные лампы).
"У нас есть возможность отправлять специальную машину во все учреждения, где установлены экобоксы, некоторое время складировать, а затем отправлять опасные отходы на завод "Меркурий" для обезвреживания", — делится генеральный директор ПРАУ Сергей Лебедев.
По словам представителей регионального оператора, в работе действующих перевозчиков принципиально менять ничего не пришлось. Согласно требованиям федерального закона, мусоровозы подключили к спутниковой системе "ГЛОНАСС".
"Сейчас ведется дооснащение транспорта соответствующими датчиками. Кроме того, будет внедрена единая информационная система контроля и учета оборота отходов. Она будет консолидировать все данные о месте, времени и объеме собранного мусора, а также контролировать этап транспортировки и поступления ТКО на полигон", — комментирует генеральный директор УКООЛО Николай Хасиев.
И целого полигона мало
Согласно территориальной схеме по обращению с отходами, свозить ТКО со всего Приозерского района будут на полигон вблизи поселка Тракторное.
Руководители компаний–перевозчиков отмечают, что с точки зрения логистики это вполне удобная точка. По словам генерального директора "Сосновоагроснаба" Анатолия Воробья, маршруты мусоровозов продуманы так, чтобы путь из отдаленного населенного пункта на "базу" пролегал через полигон. Единственная тревога водителей связана с качеством покрытия этих дорог.
Что касается самого полигона, с ноября 2018 года здесь действует еще и сортировочный комплекс ТКО. Инвестиции в этот проект составили порядка 100 млн рублей.
Предполагается, что большую часть ТКО будут направлять прямиком на конвейерную ленту для разделения на фракции. Макулатуру, полимерную тару, стекло и металл собираются продавать заводам, работающим с этими материалами, для дальнейшей переработки. Поэтому региональный оператор планирует захоранивать на полигоне лишь 50% привезенных отходов.
Председатель Национального союза саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами Михаил Василенко не так оптимистичен в прогнозах.
"Не стоит рассчитывать, что заводы будут в больших количествах покупать отходы. Материалы могут оказаться ненадлежащего качества. Бумага, например, пылится и деформируется, да и стоит копейки. Может оказаться, что передать на переработку удастся в лучшем случае 2–5% отходов, остальное придется оставить на захоронение", — рассуждает эксперт.
Обновить схему
Многие полигоны в области доживают свой век, а новые еще не построены. В связи с этим природозащитников беспокоит, справятся ли действующие полигоны с нагрузкой. Беспокойство экологов по–прежнему вызывает проблема несанкционированных свалок (их, по данным Зеленого фронта, в год образуется около 1,7 тыс.) и полигонов–однодневок.
Применение ГЛОНАСС обещает декриминализировать ситуацию: движение каждого мусоровоза строго контролируется, а деньги перевозчик получает только после выгрузки на полигоне.
Однако руководитель Зеленого фронта Сергей Виноградов опасается, что отследить ситуацию в отдаленных районах Ленобласти, таких как Подпорожский и Лодейнопольский, будет довольно сложно.
"Как это происходит сейчас? Выгружают мусоровоз наполовину или даже полностью там, где дешевле (свалка или полигон–однодневка), а до конечного пункта доезжают "налегке". А по документам все хорошо", — рассказывает Сергей Виноградов.
Некоторую смуту вносит и сама территориальная схема по обращению с отходами. По словам Михаила Василенко, действующая ее редакция не учитывает до 90% объектов, так или иначе связанных с ТКО. В пресс–службе правительства Ленобласти сообщили "ДП", что новая редакция схемы находится в разработке.
Точную дату ее выхода в пресс–службе назвать не смогли, но предположили, что случится это не позднее 1 апреля.