Новоселы часто сетуют, что сданный жилой дом совсем не похож на его рекламное изображение. Ситуаций, когда в ходе строительства фасады переделывают, в городе немало. Почему так происходит и часто ли инициатором выступают власти, выяснял "ДП".
Свежий пример: недавно в Этнографическом музее прошла выставка "Архитектура Петербурга", где мимоходом был представлен проект крытого ледового катка, построенного в Стрельне на Санкт–Петербургском шоссе, 128. Во всех документах проектировщиком указано ООО "Инжтехнология", но ООО "Архитектурная мастерская "Б2" Феликса Буянова приписывает авторство себе. Председатель КГА Владимир Григорьев, шагая между стендами, пояснил: "Это был спортивный центр, облицованный сэндвич–панелями. Феликс Викторович переделал эту работу практически мгновенно, всего около месяца у него ушло". Стало интереснее.
Давайте по–другому
Пожалуй, самый известный случай — торговый центр Olympic Plaza на Стремянной ул., 21 / 5, что на углу с ул. Марата. Его в 2009 году строило ООО "Невские бани". Здание "прославилось" тем, что на три метра вылезло за красную линию улицы, начиная со второго этажа. В итоге с тротуара улицы Марата стало плохо видно Невский проспект. История дошла до губернатора Валентины Матвиенко и закончилась тем, что строителям пришлось в прямом смысле срезать уже залитые железобетонные конструкции.
Изначальный проект делало ООО "Проектно–производственная фирма "А. Лен". Гендиректор компании Сергей Орешкин рассказал "ДП", что виной всему смена проектировщика: "После того как мы сделали первое архитектурное согласование, работа ушла в одну очень техническую компанию. Там, под давлением заказчика, очень сильно увеличили консоли. Если в нашем проекте консоль была метр, то в процессе работы она доросла до трех с половиной. Все здание "висело" над улицей. И эти проектировщики в один голос говорили, что ничего [относительно изначальной версии] не изменилось".
Разруливать ситуацию пришлось тогдашнему главному архитектору Петербурга Юрию Митюреву, ныне руководителю ООО "Студио–АММ". "Было принято решение о том, что необходимо изменить не только фасад, но и объемно–пространственное решение — из–за того, что требовалось срезать уже построенные квадратные метры", — вспомнил Митюрев в беседе с "ДП". Исправлять ситуацию поручили Сергею Орешкину, новую версию фасада — без трехметрового выступа — Митюрев согласовал.
Валентина Матвиенко повлияла на архитектурный облик и соседнего Лиговского проспекта. Там по ее просьбе переделали фасад торгового комплекса "Галерея" у Московского вокзала, который в 2010 году возвело ООО "Строительная компания "Бриз". В своем манифесте, в 2013–м опубликованном в интернет–издании Аrt1, автор проекта Владимир Григорьев (на тот момент руководитель ООО "Владимир Григорьев и партнеры", ныне ООО "Проектная культура") говорил: "Мне торговый комплекс "Галерея" не очень нравится. Он должен был быть совсем иным: другой проект был согласован, другой проект прошел экспертизу. Он был современнее, в нем был интересный ритм и чередование элементов, больше стекла, хотя фасад тоже был каменным. Как–то стройку посетила Валентина Матвиенко и раскритиковала строящийся дом, сказала, что она видит здесь здание в классическом стиле…"
Инициативные проекты
На волне общегородской работы над архитектурными ошибками большую порцию внимания к себе привлек Сергей Политин. Он работает в студии лепного декора ООО "Делюкс декор" и предложил малыми силами исправить несколько неудачных зданий, а именно вторую сцену Мариинского театра и "Регент–холл" на Владимирской площади. Оба здания автор видел в классических формах, но без "имперскости".
Спустя почти 6 лет Сергей Политин в разговоре с "ДП" резюмировал, что эта идея никакого продолжения не получила: "Это был мой ответ на то, что произошло с Мариинским театром. Я хотел этим сказать, что, хотя в первоначальном проекте и могли быть допущены общие градостроительные ошибки, их можно впоследствии минимизировать подобного рода переделками".
Есть в Петербурге как минимум один архитектор, который изъявлял желание исправить собственный проект. Речь об уже упомянутом Сергее Орешкине и жилом доме на ул. Восстания, 49, появившемся в 2006 году. В интервью журналу "Город–812" проектировщик утверждал, что сейчас бы он такой фасад не сделал: "Дом сейчас был бы нарисован жестче, меньше стекла, не было бы открытых одиозных форм, цилиндра не было бы".
Орешкин предлагал жильцам "потратить немножко денег и переделать фасад, убрав часть стекла". Но, как сказал "ДП" автор, наскрести сумму не удалось: "Когда об этом зашел разговор, стало понятно, что у всех жителей разное финансовое положение и не каждый согласится вкладываться, а в ТСЖ деньги на ремонт фасадов новых домов не собирают".
Начинай сначала
Но переделка фасадов — это не только желание сделать дом лучше. Часто бывает, что заказчик решает увеличить площадь здания или изменить его функциональное насыщение. Так произошло с бизнес–центром на наб. Обводного канала, 28, который сейчас возводит ООО "Торгтранс–сервис" Алексея Виролайнена — сына экс–вице–губернатора Олега Виролайнена. Первую версию делало мурманское ООО "Архитектурное бюро "Дом Романовых". Были залиты основные железобетонные конструкции, в том числе круглого объема со стороны канала. Примерно в 2017 году работы встали.
Затем заказчик обратился в ЗАО "Базис–проект" с просьбой о переделке. "Задача перед нами изначально ставилась непростая. К уже выполненному по проекту железобетонному каркасу заказчик уже надстроил еще один этаж. Площадь здания увеличилась, в то время как целостного объемного решения сформировано не было даже на бумаге. Поскольку разрешение на строительство имелось только на изначальный вариант, необходимо было придумать такое решение, которое позволило бы максимально сохранить уже возведенный каркас и получить новые согласования", — рассказал "ДП" автор новой версии здания Роман Возняк.
Он подчеркнул, что никаких поблажек для таких случаев нет — новый проект согласовывается на общих основаниях. "Ни для кого не секрет, что для господина Григорьева фраза "мы уже построили" — не аргумент", — говорит Возняк.
Сам Владимир Григорьев отвечает на это следующее: "Есть порядок строительства. Архитектор делает проект, согласовывает или утверждает его у заказчика, заказчик с этим проектом проходит экспертизу. Если у заказчика возникают какие–то желания что–то изменить, то он заказывает это проектировщику, проходит повторную экспертизу, получает дополнительное разрешение на строительство и строит согласно новой утвержденной документации".
"Глобальные изменения фасадов довольно редки, а вот локальные, напротив, часты. Трудно сделать рабочие чертежи, не внося в них в последующем каких–либо корректив. Обычно эти изменения вносят застройщики. Власти вмешиваются лишь тогда, когда они видят очевидное нарушение", — говорит Юрий Митюрев.