Интеллектуальный вызов. Дизайнер Татьяна Котегова о трендах, сексизме и "континентальной провинциальности"

Автор фото: Лидия Верещагина
Автор фото: Лидия Верещагина

Самый петербургский дизайнер одежды Татьяна Котегова рассказала "ДП" о модных трендах, сексизме и о том, почему русские женщины страдают синдромом "континентальной провинциальности".

Кто может позволить себе платья от Тани Котеговой?

— В вашем вопросе как минимум два очевидных акцента: сколько денег потенциальная клиентка может потратить на модель и насколько стиль нашего Модного дома соответствует представлениям конкретной женщины о красоте и моде. Сегодня нет единого диктата в моде, поэтому при существовании большого количества разнообразных тенденций каждая женщина ориентируется на свой индивидуальный вкус. Любительницы мини, супероблегающей одежды и откровенных декольте не найдут понимания в Модном доме Тани Котеговой. По причине достаточно дорогих материалов и высокого качества портновского ремесла наши модели, как правило, не предназначены для тинейджеров. Люксовая одежда не может быть дешевой, это факт, который не требует доказательств. Основная линия нашего Модного дома — это именно pret–a–porter de luxe. Но в нашем сезонном расписании бывают распродажи, когда высококачественные модели мы реализуем по вполне доступным ценам. Так что "позволить себе платье от Тани Котеговой" вполне реально, если для этого есть осознанное желание.

Каковы, на ваш взгляд, основные тренды сегодняшнего дня?

— Тенденции современной моды, с одной стороны, весьма разнообразны и разнонаправленны, а с другой — настолько ретроспективны, что дизайнеры с хорошей памятью могут "пролистать" эти предложения в собственном восприятии ушедших стилей ХХ века.
Итак: из наиболее распространенных — это ретроспекция 1980–1990–х годов. В создании силуэтной формы изделий стилисты предлагают oversize. Как правило, в таких моделях основным акцентом выступает утрированный плечевой пояс и значительное увеличение объема, что часто приводит к нарушению пропорций и создает достаточно спорный образ в целом. Сегодня существует даже такой термин — "деэстетизация костюма", когда умышленно пренебрегают законами гармонизации всех составляющих костюма.
Из наиболее интересных тенденций хочется отметить ироничное отношение к моде, легкость восприятия трендов или полное их игнорирование. Когда классический стиль выступает не в традиционном варианте, а с элементами игры и новыми приемами экспериментального оформления. Брюки, бельевой стиль, многослойность и блестящие материалы могут присутствовать в одном ансамбле, не нарушая общего приятного впечатления.
Продолжается тенденция нивелирования границ между одеждой различного назначения. В современном динамичном ритме жизни необходимо наличие костюма, который в течение дня сохраняет приличную посадку и форму. Для этого используются новые высокотехнологичные материалы, которые долгое время предотвращают образование заломов, складок и любой деформации.
Поиски оригинальности провоцируют появление новых средств декорирования (крупная сетка, длинная бахрома, уникальные пуговицы и нестандартные застежки), а также новых видов одежды, для которых еще не придумали название.
Как никогда актуальным становится стирание возрастных границ потребителей моды. Индивидуальность имеет значительно большее влияние, чем количество лет. В некотором смысле это опасный вызов, но он оправдан тем, что мода обретает с каждым годом ярко выраженный интеллектуальный оттенок. Современная мода отрицает абсолютные возрастные показатели.
Несколько слов о колористической гамме. Настойчивые разговоры о торжестве красного цвета в будущем сезоне мне кажутся слишком преувеличенными. Все оттенки красного очень самодостаточны, на психологическом уровне этот цвет весьма непросто воспринимается. Особенно в России неоднозначное восприятие и прочтение красного. Цветовая гамма предстоящего сезона все–таки ожидается весьма разнообразной, но наиболее популярны геометрические сочетания в тканях — черно–белая клетка и полоска, а также рисунок в традиционный горох. Фаворитом остается мой любимый черный цвет.

В советское время быть модным, стильно одетым человеком было практически преступлением. Сейчас ситуация кардинально поменялась, никто не осуждает хорошо, со вкусом одетых людей. Однако женщин, которые следят за собой и за своим гардеробом, все равно, как кажется, мало. Чем можно это объяснить? Тяжелым советским наследием, оставившим привычку не выделяться, отсутствием некоей культуры наряжаться или чем–то еще?

— ХХ век для нашей страны вообще был непростым. Что касается отечественной моды, то ситуация складывалась неоднозначная. После известных событий 1917 года большевики хотели создать в отдельно взятой стране не только свою идеологию, культуру, но и особенную советскую моду, которая бы принципиально отличалась от буржуазных тенденций европейских стран. Как мы знаем, этот эксперимент протяженностью в несколько десятилетий закончился бесславно. Индустрия моды в СССР не могла развиваться по принятым пятилетним планам. Так называемые пятилетки не отвечали гибкому и подвижному характеру моды. Поэтому отставание от мировых тенденций было как минимум на 5–7 лет. Кроме этих объективных причин отставания в отрасли была потеряна культура восприятия повседневности — это касалось не только одежды, но и других сфер жизни: искусства, дизайна, музыки. Так как эта ситуация длилась около 70 лет и распространилась на три поколения, результат мы ощущаем и в ХХI веке.
Именно поэтому сегодня многие все еще испытывают это состояние "континентальной провинциальности". В России сейчас много женщин, которые с особым пристрастием следят за собой и за своим гардеробом. Эта страсть часто переходит все границы. В короткий срок соединилось чувство наверстывания упущенного, наличие (или, наоборот, отсутствие) денег, неразвитый вкус, желание внешне выделиться, решить многие проблемы посредством брендомании.
Мы так или иначе почти все прошли этот путь, но не все сделали правильные выводы. В такой ситуации выход до банальности известный — учиться на хороших примерах. Произведения архитектуры и искусства, классическая музыка, поэзия, содержательное кино и умные книги — все это доступно для каждого. Без внутренней духовной работы над собой невозможно воспитать хороший вкус и решить для себя дилемму — что такое хорошо, а что такое плохо. Кроме того, у нас существуют хорошие специалисты в области индустрии красоты и моды. Если к нам в Модный дом приходит клиентка, я использую весь свой опыт, приложу все знания и умения, чтобы посредством костюма раскрыть потенциал этой женщины.

Женщина в модном бизнесе. Часто ли вы сталкивались с сексизмом в модной индустрии?

— В истории нашей цивилизации почти все начинания (и хорошие, и плохие) принадлежали мужчинам. Мода не была исключением. Первый Дом мод в Европе был открыт Чарльзом Фредериком Вортом (английским портным) в Париже в середине ХIХ века. Но за это на него не стоит обижаться, я могу им только восхищаться!
Создание одежды является сложной профессией и для мужчин, и для женщин. Я так долго работаю в этой сфере и не могу вспомнить ни одного случая сексистского отношения к себе. Напротив, мужчины мне часто и серьезно помогали. Интерес и прелесть нашей профессии заключается в том, что каждый модельер привносит свое видение красоты, а оно у мужчин и женщин разное. Все мы создаем одежду, которую хотелось бы не только надеть, но и раздеть…

Как рождаются ваши коллекции?

— Рождение коллекции, с одной стороны, происходит по плану (сезонные сроки!), а с другой — постоянно, днем и ночью, на работе и дома, в поездках и даже во время болезни…
Ежегодно Модный дом проводит как минимум два профессиональных показа новых коллекций согласно мировому модному календарю с приглашением профессиональной прессы и специалистов в области дизайна одежды. Рret–a–porte de luxe в нашем случае скорее ближе к кутюру, как по уникальности используемых материалов, так и по качеству исполнения. Не только одежда, но и обувь и аксессуары pret–a–porter de luxe принадлежат к товарам высокого класса. Об этом всегда следует помнить, как создавая коллекции, так и работая с индивидуальными клиентами.
Источники вдохновения при создании коллекции моделей могут быть самые разнообразные — от прочитанной книги до автомобильной прогулки по набережным Невы. Невозможно перечислить и вспомнить все, что меня вдохновляет. Путешествие, балет, выставка, музыка, эпоха Серебряного века, декадентство, роскошный ар–деко. Могу добавить поэзию символистов, великолепную камерную графику модерна, изысканный кованый орнамент архитектурных сооружений и многое другое.
Я могу смотреть интересный художественный фильм и ловлю себя на мысли, что не слышу слов, ибо увлечена анализом костюма главной героини: ей неудобно двигаться из–за неправильного покроя рукава, или, напротив, она обладательница обычной внешности, но благодаря костюму выступает королевой. И так всегда, мысли неотступно заняты подобной работой. Думаю, что настоящий профессионал должен быть поглощен своим творчеством всецело и безгранично.

Есть ли у вас ученики, помощники?

— Мы обычно не выбираем учеников, это они выбирают нас, поэтому лучше у них спросить, чему и у кого они учились и научились ли. Что же касается моих помощников, то они все мои профессиональные единомышленники. Без моих сотрудников я никогда не смогла бы создать наш Модный дом. Особенность нашей работы заключается в высочайшем качестве пошива. Ремесло многих можно сравнить с ювелирной техникой. У каждого мастера определен свой творческий жанр. Например, у нас трудится уникальный специалист по шифону и бархату, мастер, которая специально переехала из Калмыкии, чтобы заниматься любимым делом. Многие сотрудники сосредоточены на реставрации тканей, я уделяю этому процессу особое значение. Кто–то игнорирует прошлое и смотрит только вперед, но я считаю — мы должны адаптировать эти редчайшие образцы к современной жизни.
В нашем Модном доме нужны люди, которые действительно любят ручной труд. Таких специалистов, к сожалению, все меньше. Например, нашему самому молодому сотруднику уже за 30. В такой сложной профессиональной области, как haute couture, как правило, работают до 55 лет, но я стараюсь и после этого возраста сохранить сотрудников, даю мастерам работу на дом. Их опыт уникален.
Конечно, мне хочется видеть наш Модный дом в простирающейся перспективе успешным и популярным, чтобы он продолжал работать так же интенсивно и красиво.
Уверена, что мое любимое профессиональное дело будет обязательно развиваться и продолжит свое совершенствование на радость сегодняшним клиенткам и новым поклонникам моды.
Персона
Котегова Татьяна Васильевна
Родилась в селе Капустин Яр, с 1953 года живет в Петербурге. В 1991 году открыла частный модный салон. Через год возглавила Модный дом Тани Котеговой, который создает коллекции одежды класса pret–a–porter de luxe. В 2000 году признана Человеком года и лауреатом городской премии Петербурга в области культуры "Люди нашего города" в номинации "Модельер года". Признана лучшим модельером Петербурга и награждена призом "Золотая нить". В 2008–м за выдающуюся общественную деятельность награждена орденом Святого Петра. Является членом Союза дизайнеров России.<br />> В 2018–м стала лауреатом конкурса "Женщина года — 2018" в номинации "Индустрия моды и красоты". Есть дочь и внучка.