В конце прошлой недели стало известно, что Минэкономразвития предлагает оценивать эффективность работы губернаторов по такому параметру, как состояние дорог во вверенном им регионе. Больше всего баллов они при этом смогут получить за ремонт региональных трасс, чуть поменьше — за ремонт дорог в городах, где живет больше 200 тыс. граждан, и еще чуть–чуть — за снижение доли перегруженных дорог.
Это, конечно, правильно, что главным показателем выбран именно ремонт. Хороший критерий для оценки откатоемкости губернатора. Если Минэкономразвития интересует, сколько может откатить губернатор и сколько могут откатить ему, то так и надо измерять. Оценка того, кто сколько потратил, — показатель того, кто сколько мог украсть, только и всего. Оценка результатов — более разумный критерий, но и более сложный. Опросы автомобилистов проводить, что ли? Конечно, проще измерять объем освоенных средств. По этому критерию всю жизнь оценивают деятельность всех организаций в России, но нельзя сказать, что это сильно помогает движению экономики вперед.
Какое–то время назад ходили слухи, что эффективность губернаторов будут оценивать еще и по качеству их присутствия в соцсетях. Тоже отличный критерий. Он должен входить в понятие "борьба с безработицей на узких участках". Я имею в виду безработицу среди журналистов и пиарщиков. Понятно же, что губернатор сам ничего писать или фотографировать не станет, а наймет бригаду, которая будет сидеть и гнать пост за постом.
Если серьезно, то, конечно, системе государственного управления необходима оцифровка. Как–то же надо оценивать и сравнивать. Но критерии тогда должны быть очень тщательно подобраны. У нас есть печальный пример из другой области: оценка труда ученого по количеству публикаций и ссылок. Уже тысячу раз сами научные мужи писали о том, что в результате получилась полная лажа. Появляются системы "взаимного оплодотворения", когда договорившиеся исследователи друг друга бесконечно цитируют, раздувая индексы. Или гонят одну и ту же статью под разными названиями в разных журналах… Но чиновники отвечают: "А какие у нас еще есть критерии? Только сравнение цифр. Или оценка экспертного сообщества". Переносясь обратно к губернаторам, могу сказать, что эффективность их работы действительно может оцениваться экспертным сообществом. То есть жителями данного региона. На выборах. Однако, как говорил Фазиль Искандер, "интересное начинание, но не для нашего климата!"
Кстати, оценивать можно эффективность не только губернаторов, но и администрации президента. В некоторых странах для этого есть такой критерий оценки. Если администрация президента не лезет в дела региона сверх того, что в законе обозначено, то это хорошая администрация. А если лезет — плохая. Впрочем, насколько мне известно, в законах Российской Федерации вообще нигде не написано, что администрация президента должна как–то проверять губернаторов. В законах администрация президента вообще очень мало представлена.