Добавили срок. Метростроители сдадут фиолетовую ветку подземки 1 сентября вместо 1 июля

Автор фото: Интерпресс

Конечно, если успеют.

До конфликтной ситуации с "Метростроем" добрались наконец депутаты ЗакСа. Правда, к тому моменту, как его публичная стадия закончилась. На совещании фракций "Партия роста" и "Яблоко" народные избранники пытались вместе с представителями КРТИ и "Метростроя" разобраться в последних контрактах на строительство городской подземки. Воздержаться от словесной перепалки заказчик и подрядчик, сидевшие друг напротив друга, не смогли. Зато обошлись без четких ответов. Ясно одно: достроить фиолетовую ветку к 1 июля 2019 года не получится. Новый срок — 1 сентября.

"Никто не верит "Метрострою"

Инициаторами совещания стали Оксана Дмитриева, Борис Вишневский и Михаил Амосов. Дмитриева кропотливо записывала вручную названия всех восьми дочерних компаний "Метростроя", а также все действующие контракты по строительству метро.
Беседа оживилась на вопросе о том, где же возникают проблемы с финансированием. Бывший гендиректор "Метростроя" (сейчас рядовой обладатель 13,6% акций и по совместительству отец действующего главы предприятия) Вадим Александров с ходу пожаловался на экс–вице–губернатора Марата Оганесяна. Мол, это он еще в 2014 году своей рукой снизил стоимость контракта на 30%. Недостающее "Метрострою" обещали якобы только устно — и компания, как ни странно, на это согласилась.
За основу была взята сумма 24 млрд рублей, но все на свете имеет свой предел.
— Кончились деньги, — говорил Александров.
— Кончились — добавили 8 млрд рублей, — парировал председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин.
С этим спорить Александров не стал. За 2018 год Смольный действительно перевел на счета "Метростроя" 8 млрд рублей за Фрунзенский радиус, и стоимость контракта пришла к утвержденной ранее официальной экспертизой. Однако распорядиться этими деньгами подрядчик не смог: средства идут как аванс, под них необходима банковская гарантия. А получить ее компания не может из–за своего непростого финансового положения. "Никто уже не верит "Метрострою", — продолжил жаловаться Вадим Александров.
Заметим, что до сих пор в отношении контракта звучала сумма 26 млрд рублей. Однако участники спора слаженно оперировали цифрой 24 млрд.
Следующий "жаркий" момент — о владении акциями ОАО "Метростроя". Еще в конце 2018 года врио губернатора Александр Беглов заявил о том, что город и компания должны нести консолидированную ответственность за ее работу. "Сейчас права голоса город не имеет", — заверил Харлашкин, имея в виду, что четыре представителя города в совете директоров компании на решения не влияют. У "Метростроя" пять делегатов. По словам главы КРТИ, проблема в соотношении привилегированных и непривилегированных акций. Обладатели привилегированных не имеют права голосовать, пока им исправно платят дивиденды. Но, как только случается невыплата, они обретают и голос. Такие акции, по выражению Харлашкина, выпускают для "парней, которые лежат на Канарах", и возможность "приехать на завод" им нужна, только если им что–то недодали. "Все привилегированные акции у господ Александровых", — позволил себе выпад чиновник. По его версии, перевес в голосах обеспечивается именно за счет "привилегированных", но в последние годы обделенных акционеров.
Остановить перепалку удалось Оксане Дмитриевой. "Наверное, нам нужно заказать справку по этому вопросу", — сказала депутат. Все тут же согласились. Напомним, что прежде в открытых источниках звучало: Петербург владеет 46% акций "Метростроя".

"Я тоже могу сказать, что тонну поднимаю"

Под конец участники спора решили все же выяснить главное — способен ли "Метрострой" вообще выполнить работы по строительству метро, если все финансовые вопросы будут решены.
Главный инженер ОАО "Метрострой" Алексей Старков, конечно, заверил, что компания готова выполнить производственную программу на 35 млрд рублей (сегодня речь идет уже именно о такой сумме. — Ред.). И даже больше.
"Вы статистику посмотрите за последние годы. Я тоже могу сказать, что я тонну поднимаю, но по факту только 60 кг могу. 10 млрд, 14 дай бог. По всем параметрам "Метрострой" не справится. Только если несколько субподрядчиков наберет из Москвы", — ответил Харлашкин.
В "Метрострое" повторяют, что главной причиной "неведения" работ являются финансовые проблемы — уже 4 месяца у компании заблокированы счета. Но вчера Арбитражный суд Петербурга прекратил спор между ФНС России и ОАО "Метрострой", удовлетворив просьбу сторон и зарегистрировав мировое соглашение. Вчера же вечером, по словам Старкова, счета должны были разблокировать. По его словам, организация прорабатывает вариант получения банковской гарантии у Газпромбанка, деньги планирует направить поставщикам оборудования, чтобы забрать его со склада.
Представители города парировали: переговоры с Газпромбанком велись и 3 месяца назад, когда у "Метростроя" еще были деньги. "Метрострой" ничего не мог дать в залог. И это еще не было иска от налоговой на 788,9 млн рублей. Сегодня он есть, и финансовое состояние то же. Может быть, и найдется какой–то банк, готовый на гарантию. Но все упирается в деньги — дыру в 15 млрд рублей", — подытожил Харлашкин.
Есть у Смольного сомнения и по срокам сдачи в эксплуатацию трех новых станций Фрунзенского радиуса.
Когда власти дали шанс "Метрострою" закончить работы и отказались от расторжения контрактов, одним из условий была сдача радиуса к 1 июля 2019 года. Однако на совещании у депутатов речь зашла уже о 1 сентября.