Свою продюсерскую карьеру модельер Филипп Фиссен начал почти 10 лет назад, когда, по его словам, случайно обрел бизнес–партнеров в Монте–Карло — предприниматели создали модное событие MCFF (Monte–Carlo Fashion Fair) при поддержке уже существующего мероприятия MICS, которое по–прежнему проходит на Лазурном Берегу. С тех пор послужной список вырос, а к числу петербургских проектов добавился комиссионный магазин Celebrity, распродающий одежду светских львиц. Впрочем, первые предпринимательские шаги Филипп сделал еще во времена перестройки, когда открыл один из первых кооперативов в Ленинграде.
Ключи от захолустья
"Настоящий культурный шок случился во время Олимпиады–80, когда мы увидели скандинавских спортсменов — они выглядели как боги, носили чумовые вещи. И выражали новое время. Тогда родителей попросили увезти детей из города, и меня отвезли в Репино, но что такое пройти 40 км для пытливого подростка?" — вспоминает предприниматель.
В 19 лет Фиссен вместе с приятелями решил открыть собственный кооператив и встретился с руководителями Московского райкома КПСС. "Они были очень загадочны, потому что сами не до конца понимали, что такое кооперативы, — рассказывает Фиссен. — А потом выдали ключи от ателье площадью 500 м2 в захолустье, на улице Костюшко". Ни шить, ни кроить начинающих дизайнеров никто не учил, но это не помешало им освоить необходимые навыки, тем более что помещение уже было оборудовано швейными машинками. Собрав в складчину 500 рублей, компания отправилась в Нарву за материалами, но разнообразие тканей не пригодилось. Запросы советских покупателей оказались ограниченнее, чем представлялось бизнесменам. Начали с выпуска штанов "с карманами и заклепками", которые пользовались огромным спросом.
По словам Фиссена, петербургский модный рынок в 1990–е стремительно развивался. Предприниматель запустил было собственную торговую точку, однако вскоре принял решение переехать в Европу.
Садо–мазо в тылу врага
За несколько лет Фиссен побывал в Германии, Великобритании, Тунисе. "Мне удалось поработать и набраться ума в тылу врага — так это и надо воспринимать, хотелось больше взять оттуда и привезти сюда", — рассказывает модельер. К примеру, проживая в Германии в 1990–х, Фиссен отметил, что там набирала популярность эстетика садо–мазо, которая подавалась как способ реанимировать межсемейные отношения. "По ТВ крутили рекламу, в которой пожилые люди в ремешках и шлемах с рогами рассказывали, как это их бодрит. Я посмотрел на фетиши с позиции дизайнера и решил сделать в Петербурге клубное танцевальное шоу, поскольку рано или поздно этот тренд должен был прийти и к нам", — рассказывает бизнесмен. Все начиналось с договоренностей с владельцем одного из клубов, но интерес публики заставил организовать гастроли с садо–мазо–программой по многочисленным заведениям города.
Позже, по словам Фиссена, он познакомился в Монако с группой энтузиастов, мечтавших организовать на Лазурном Берегу крупное мероприятие, которое могло бы объединить диджеев, рестораторов и представителей выставочного бизнеса. "Я предложил им также устраивать модные показы", — рассказывает Филипп. Предприниматель занялся реализацией задуманного и нашел в Петербурге инвестора. "Получить хоть какую–то площадку в Монако можно как минимум за 5 млн евро, но если идея понятная и светлая, а у вас достаточно полезных контактов, то выйдет дешевле", — объясняет предприниматель. Так, организация Monte–Carlo Fashion Fair обошлась примерно в 300 тыс. евро. "Изначально деньги выходили не страшные, всего 175 тыс. евро, которые включали моделинг, свет и звук, проживание, транспортные расходы и пр. Но постепенно смета продолжала расти, это расходный бизнес", — вспоминает Фиссен.
Антикризисные меры
По словам Филиппа Фиссена, после этого на работу предпринимателя обратили внимание представители Монегасской палаты моды (Chambre Monegasque de la Mode) и предложили принять участие в организации конкурса молодых дизайнеров в области джинсовой моды Jeansation, где впоследствии приняли участие 75 модельеров из 19 стран мира, от Болгарии до Австралии. Там бизнесмен участвовал в качестве сопродюсера с монакским предпринимателем Александрой Икар. Первое мероприятие (в 2011 году) длилось 3 дня и проводилось в помещении площадью около 1 тыс. м2, при этом большую часть пространства занимала инсталляция с площадкой для прессы, еще около 300 посадочных мест были предназначены для приглашенных лиц. "Монако не Париж, модельеры приезжают туда не за продажами, а скорее потому, что это просто престижно, СМИ щедро делились с ними видео– и фотосъемками показов", — рассказывает Фиссен.
Впрочем, череда фестивалей и конкурсов прервалась в 2014 году — тогда, по словам предпринимателя, стало сложнее привлекать стороннее финансирование из–за осложнения политических отношений и валютного кризиса в России. Но еще в 2009–м бизнесмен запустил антикризисный проект — открыл в Петербурге комиссионные магазины Celebrity, а к наполнению ассортимента привлек состоятельную клиентуру, наработанную за годы дизайнерской деятельности. Сейчас точек две — на Каменноостровском проспекте и на Конюшенной улице, в каждой представлено до 3–3,5 тыс. вещей. "Комиссионная торговля воспринималась людьми как секонд–хенд, но это не обезличенные вещи — у каждой есть хозяин, который любовно вез ее через три границы", — рассказывает Фиссен. Цену назначает владелец вещи, которых за 10 лет в общей сложности накопилось несколько сотен. Выручка каждого магазина составляет около 1 млн рублей в месяц.
Кроме того, сейчас бизнесмен помогает развивать школу–мастерскую итальянского кино и телевидения Cinemaestro на базе Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ). Фиссен не исключает, что однажды вернется к организации модных мероприятий.
По словам Аси Когель, владелицы Модного дома KOGEL, в Петербурге проходят показы, например ежесезонный Mercedes–Benz Fashion Day. "Но в основном это локальные рекламные мероприятия, а пласт дизайнеров в нашем городе огромен. Более крепкие бренды едут за рубеж или в Москву на Collection Premiere Moscow (CPM) — это действительно работающее мероприятие для тех, кто хочет продавать", — говорит она.
С точки зрения Ирины Ашкинадзе, основателя первой в Петербурге недели моды Defile na Neve, человеку, которому удается успешно провести хотя бы один модный показ, приходится учитывать целый ряд нюансов. "Должна быть синергия с дизайнерами, с их директорами, которые занимаются документооборотом, с технарями, стилистами, моделями и так далее. Это сложная работа, и не важно, проводите вы 25 показов или один. Когда у Филиппа не хватало материалов о моде в Петербурге во время организации мероприятий в Монако, я ему помогала — предоставляла фотографии, рыбу документов обращений к спонсорам и пр.".
Советы по делу от Филиппа Фиссена
1. Швейное производство всегда дает быстрый и овеществленный результат, который вы можете предъявить спустя несколько месяцев работы — вам нужна только идея. На этом бизнесе проще всего отрабатывать схему продаж и распространения.
2. Организация любого мероприятия — это всегда контакты и личные отношения. Кроме того, важно знание самого предмета и бюджет — на свои деньги вы можете устанавливать связи, но для организации хорошего мероприятия городского уровня с возможностью бартера и информационными спонсорами нужно миллионов десять как минимум.
3. Ваш союзник, инвестор или партнер должен быть уверен, что у вас есть стратегия, не важно — собираетесь вы выпускать журнал или делать сезонное мероприятие. Во втором случае заранее копите контакты и идеи на три сезона, поскольку часто кажется, что все уже отработано.
4. У нас в городе недостаточно достойных мероприятий — не только модных. Хотя важны те, которые направлены на создание рынка, его заполнение. В Москве они проходят каждый день. Возможно, нам пора поменять наше отношение друг к другу — меньше конкуренции и больше кооперации. Нужно искать формы сотрудничества.