При этом банки уклоняются от решения возникших не без их участия проблем.
Самоинкассация предполагает внесение кассиром или представителем компании наличности через банкомат или терминал. Для небольших магазинов, кафе и других организаций такая система позволяет не оплачивать выезд "броневиков" и не ждать доставки денег.
Такие услуги под разными названиями предоставляют почти все кредитные организации. Но в большинстве случаев вносить можно, только имея специальную пластиковую карту. По ней производится авторизация плательщика и, соответственно, получателя средств. Такую технологию используют, в частности, Альфа–Банк, Уральский банк реконструкции и развития и другие.
Тогда как лидер рынка — ПАО "Сбербанк России" — позволяет от имени корпоративных клиентов заносить наличные всем желающим. Для совершения операции достаточно ввести в терминале присвоенный компании специальный код. Это упрощает процедуру, так как позволяет вносить выручку курьерам и удаленным сотрудникам. Но, по словам самих пользователей, название или ИНН получателя средств на экран даже не выводятся — узнать, на чей счет поступят деньги, можно только в распечатанном по итогам операции чеке–квитанции.
Деньги для дяди
В непростой ситуации оказалось агентство путешествий "33 удовольствия": при взносе в банк дневной выручки ее директор Светлана Прусова допустила ошибку в одной цифре, в результате немалая сумма ушла некоему ООО "Техноторг". "Буквально через час я обратилась в офис банка, но вернуть сумму на наш счет мне отказались. То есть я должна сама искать эту компанию без телефона и выбивать из нее свои средства", — жалуется Светлана Прусова.
В схожем положении оказались десятки других клиентов Сбербанка России. Во всех случаях им пришлось предъявлять иск к компаниям, которые не имели никакого умысла на получение чужих денег.
Арбитражные суды почти всегда удовлетворяют такие иски и взыскивают так называемое необоснованное обогащение, порой даже с начисленными на них исходя из ключевой ставки Банка России процентами. Притом что сами невольные ответчики чаще всего не являются на заседания и не возражают против возврата случайного дохода. Одно из немногих исключений — страховая компания "Надежда": возвращать полученные от ИП Артура Мецояна 715 тыс. рублей она отказывалась под предлогом борьбы с отмыванием преступных доходов. Служители Фемиды не усмотрели в действиях бизнесмена преступных намерений и отклонили такие доводы ответчика.
Быть внимательнее
В свою очередь, попытки других потерпевших получить с банка ошибочно переведенное успехом не увенчались: "Перечисление денежных средств по ошибочным реквизитам произошло вследствие неосмотрительности и отсутствия должной степени заботливости со стороны истца (его работника)", — заключил арбитражный суд, отклоняя один из таких исков.
В пресс–службе ПАО "Сбербанк России" сообщили, что "если деньги уже внесены, отменить операцию, к сожалению, невозможно — закон запрещает банку списывать деньги со счета получателя без его согласия".