МНТК "Микрохирургия глаза" — заряд энергии на 30 лет вперед

О третьей революции в офтальмологии, переходе от стационарного лечения к абмулаторному и о том, почему за современным лечением в Петербург едут пациенты даже из США, в интервью "Деловому Петербургу" рассказал директор Санкт–Петербургского филиала ФГАУ "НМИЦ "МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С. Н. Федорова" Эрнест Бойко.

Как вы оцениваете итоги 2018 года?

— Прошедший год был для нас достаточно успешным. Мы выполнили более 25 тыс. операций — это колоссальный объем. Причем мы помогли восстановить зрение не только жителям нашего города — в 2018 году более 40% лечившихся у нас пациентов были из других городов, поскольку наш медицинский центр является федеральным учреждением.
Кроме того, в прошлом году МНТК "Микрохирургия глаза" приобрел статус национального медицинского исследовательского центра — стал так называемым НМИЦ, который помимо своих основных функций — диагностики и лечения — выполняет более глобальные задачи. Благодаря накопленным нами технологиям и знаниям мы были выбраны Министерством здравоохранения, чтобы оценить уровень развития медицины в регионах и сделать так, чтобы современные технологии были доступны везде. От нас ждут конкретных рекомендаций и действий. На первом этапе это оценка кадровой подготовки, оснащения, логистики. Например, что лучше для Псковской области: десять не имеющих практики офтальмологов на поселки, где в общей сложности живет 1000 человек, или мобильная установка с одним офтальмологом, который за неделю посетит все эти 10 районных центров. Это будет и экономия сил, и средств, в том числе на подготовку специалистов.

Что сейчас является самым важным в развитии петербургского филиала?

— Строительство филиала, как и всей системы МНТК, главного детища Святослава Федорова, было запущено в 1986 году, то есть более 30 лет назад. Тогда планировалось, что филиал будет выполнять 10–11 тыс. операций в год. Сейчас этот показатель превышен более чем вдвое, и основной нашей задачей является не только дальнейшее развитие технологий, но и улучшение сервиса и логистики внутри медучреждения.

Как вам удалось увеличить в разы количество операций?

— Основные причины в том, что, во–первых, на сегодня есть такая потребность, а во–вторых, что сейчас мы можем делать операции без размещения пациента в стационаре. Сейчас в среднем на 100 операций (а именно столько мы делаем в день) примерно 50–60 — амбулаторные, а в 2019 году мы планируем довести долю до 70%, чтобы прооперировать как можно больше нуждающихся пациентов. Да и те пациенты, которые остаются в стационаре после полостных операций, например при глаукоме, катаракте, находятся там всего 1–2 койко–дня. И в основном стационар нужен для размещения иногородних пациентов, поэтому он у нас и называется пансионатом, ведь часть из них не нуждается непосредственно в медицинских процедурах во время пребывания там.

Это благодаря изменению технологий?

— Если раньше оперировали через разрезы, то сейчас — через микропроколы, благодаря чему не нужно накладывать никаких швов. И все, что делает хирург внутри глаза, остается незамеченным на поверхности.
По коррекции зрения за последние 30 лет уже происходит третья революция. Сначала это были "насечки" по Федорову, потом — эксимерные лазеры, и третья теперь — это фемтосекундные лазеры. Эту технологию еще называют "смайл", так как миниатюрный разрез на фоне круглой роговицы выглядит как улыбка.

Чего ожидать в будущем, что еще может быть более инновационным, менее инвазивным?

— Следующий шаг, пожалуй, — это роботизированная хирургия. Она уже сейчас полуроботизированная, но от врача все равно требуется большое мастерство. А вот в перспективе роботы будут делать все.

Такие технологии требуют современного оборудования. Как обстоит дело с его закупками?

— Суть системы МНТК, созданной академиком Федоровым, в том, что мы либо сами развиваем технологии, либо подхватываем все самое передовое в мире. И сразу же предлагаем их очень большому количеству пациентов. В этом наше отличие от частных клиник или небольших медицинских учреждений — там если и удается приобрести такое оборудование, то оно помогает максимум сотням пациентов. У нас же всего в стране 10 филиалов, поэтому счет идет на сотни тысяч. От этого выигрывают и пациенты, так как получают лечение на самом современном уровне, и врачи, так как они имеют возможность быстро наработать колоссальный опыт, подходя к новому оборудованию не раз в неделю, а по многу раз в день.
А оборудование в офтальмологии сейчас действительно просто фантастическое. Например, у нас используется микроскоп с 4D–технологиями: трехмерность дают прекрасная оптика и увеличение, а четвертое измерение позволяет оценивать ткани в глубине, которые хирург не может увидеть глазом.

Коснулся ли офтальмологии тренд к импортозамещению?

— Конечно, большая часть оборудования пока импортная. Но на рынке появляются интересные разработки, в создании некоторых мы и сами участвуем. Например, сейчас это создание линейки диодных лазеров для офтальмологии. Первые лазеры были размером с компьютер, сейчас они сравнимы с блокнотом — это уже удобнее использовать в операционной. Есть разработки, связанные с локализацией производства, и мы ожидаем, что многие диагностические, а может быть, и хирургические приборы в будущем будут производиться на территории РФ.

Каков бюджет закупки оборудования филиалом?

— Всего в год мы закупаем оборудования примерно на 100 млн рублей, в том числе из тех средств, что получаем от хозрасчетных пациентов.

Сколько пациентов у вас получают лечение за свои деньги?

— У нас около 30% коммерческих пациентов, и их доля остается неизменной в последние годы, так как для нас в приоритете оказание бесплатной помощи по государственным программам, по федеральным квотам и по линии ОМС по Санкт–Петербургу и Республике Карелии. Также мы очень активно работаем в программе ОМС по межтерриториальным расчетам. И, конечно, мы оказываем помощь людям из всех регионов России — они могут получить квоту или направление к нам и тогда лечиться бесплатно либо получить платные услуги.

В Петербурге целый ряд частных клиник предлагают услуги по лазерной коррекции зрения, лечению других заболеваний глаз. Как вы оцениваете состояние рынка офтальмологии?

— Конкуренция в сфере офтальмологии высока — это было, есть и будет, и это нормально. Потому что здоровая конкуренция несет пользу для пациентов и заставляет всех высоко держать планку.

Сейчас все чаще говорят, что зрение у людей портится гораздо сильнее, чем раньше. Ваша статистика это подтверждает?

— Человечество переходит от работы на дальнем и среднем расстоянии к работе на близком расстоянии: компьютеры, смартфоны — при значительном уменьшении физической нагрузки. Доля близорукости и аномалий рефракции будет возрастать из–за этих факторов. Не случайно у нас из 25 тыс. операций 5 тыс. — это лазерная коррекция зрения.

Какие направления работы вы считаете нужным улучшить в своем медицинском центре?

— Узким местом является прохождение диагностических исследований. Клиника у нас в первую очередь хирургическая. Но очень много желающих прежде всего по программе ОМС, а также и на коммерческой основе пройти диагностическое обследование. И отказать пациентам мы не можем, а их много, и поэтому образуются очереди, которые нам необходимо устранять.

А вообще количества офтальмологических клиник достаточно, чтобы обеспечить потребности всех?

— Кроме наших филиалов есть офтальмологические учреждения третьего уровня — это городские и областные больницы, клиники при университетах, частные клиники, которые тоже выполняют значительную часть хирургической работы. Но все равно пока еще недостаточно общих мощностей, чтобы оказать помощь всем желающим в короткое время.

При этом считается, что офтальмология может стать популярным направлением для медицинского туризма.

— У нас постоянно лечатся пациенты из–за рубежа. Норвегия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Финляндия, США, Эстония и т. д. — только на данный момент у нас находятся пациенты из 15 стран. Развивать направление медицинского туризма начал еще Святослав Федоров. Например, мы уже 26 лет сотрудничаем с компанией из Хорватии, которая приглашает к нам пациентов из ряда европейских стран. Надо искать пути повышения активности, но опыт показывает, что лучший из них — это сарафанное радио. В последнее время к нам приезжают на "смайл"–операции граждане США, особенно молодые и продвинутые, намечается такой же поток из Германии. Дело в том, что в США такая технология еще не внедрена, а в Германии операции хоть и проводятся вовсю, но стоимость там в 2 раза выше, чем у нас.
Конечно, зарубежные пациенты более требовательны к сервису. Поэтому мы и планируем изменения в логистике, ремонт на 2019 год. Наше здание построено в 1987 году. И, хотя благодаря финским строителям оно находится в хорошем состоянии, необходимо все–таки проводить ремонт, что довольно затруднительно с учетом загруженности работой.

Каковы ваши цели и задачи на 2019 год?

— Мы планируем развивать особо точные офтальмохирургические направления. Например, особо точный расчет искусственного хрусталика при хирургии катаракты, витреоретинальную хирургию. Также активно будет развиваться направление офтальмоонкологии, для которого в 2017–2018 году мы активно приобретали оборудование и формировали коллектив. Еще один важный аспект — трансплантология, а именно пересадка роговицы. Было много юридических вопросов, но сейчас они практически все решены, и в 2019 году мы запускаем тканевой банк, который будет гарантировать материал для наших пациентов. А раньше приходилось ждать донора 2–3 месяца. Уже в прошлом году мы вдвое увеличили количество пересадок и надеемся продолжить эту тенденцию.
Важно отметить, что на развитие офтальмологии во всем мире оказал влияние основатель системы МНТК Святослав Федоров, и этот заряд, который он заложил более 30 лет назад, до сих пор дает нам импульс к развитию.

Будет ли расти количество пациентов?

— Мы планируем продолжить переход на амбулаторное лечение, поэтому рассчитываем в 2019 году провести на несколько тысяч больше операций. Но, поскольку мы все–таки госучреждение, количество пациентов ограничивается рамками государственного финансирования, а потенциал и мощности у нас гораздо больше.
Биография
Эрнест" Бойко Директор Санкт–Петербургского филиала "НМИЦ "МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С. Н. Федорова". Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, член–корреспондент ВМедА. Известный ученый и офтальмохирург. Автор более 500 научных работ, шести монографий, 30 изобретений. Под его руководством защищены три докторские и 27 кандидатских диссертаций.
Справка
Санкт–Петерургский" филиал Один из 11 российских региональных центров МНТК "Микрохирургия глаза", созданного Святославом Федоровым. Построен в 1987 году. За время работы выполнено более 670 тыс. микрохирургических операций.