Год прошел, а главным символом программы "Умный город" в Петербурге стала "умная остановка" у Гостиного Двора — единственная из сотни запланированных, установленная к ЧМ по футболу. На настоящую цифровизацию придется потратить еще не один год и не один миллиард.
Городская программа "Умный Петербург" стартовала в апреле 2017 года. Сейчас в реестре проектов более 70 идей для развития города.
Вот только бюджетные средства на их реализацию пока не выделяются: если Петербург и умнеет, то только за счет частного бизнеса.
Без остановок
Настоящим провалом года стал проект "умных остановок", которые должны были быть оснащены Wi–Fi, системой видеонаблюдения, зарядкой для смартфонов и цифровым табло, информирующим о прибытии транспорта. Смольный планировал установить 100 таких конструкций к Чемпионату мира по футболу, а поставил только одну.
Инвестор Антон Червинский, который хотел окупить проект за счет рекламных конструкций, жаловался, что рекламное лобби Петербурга мешает добиться понимания у комитета по печати. Он приводил примеры успешного опыта сотрудничества с региональными властями в других российских городах.
Теперь "недостаток ума" у остановок восполняет компания Russ Outdoor, которая по собственной инициативе (без согласования с властями) оборудовала технологиями 52 павильона. Правда, интеллекта там чуть поменьше: есть только Wi–Fi и табло для отслеживания транспорта. При этом, как рассказали "ДП" в петербургском комитете по транспорту, до нового года такие экраны все–таки должны появиться на 105 остановках общественного транспорта.
Транспорт без интеллекта
Эксперты уверены: в этом вопросе власти делают неверный акцент. Умными должны быть не остановки, а сам транспорт.
"Задача транспортной системы — как можно быстрее и удобнее доставить пассажира из точки А в точку В. Соответственно, человек должен проводить на остановке минимальное время. Поэтому все эти "финтифлюшки" с вайфаем, розетками и прочими дополнениями, которые стимулируют горожанина проводить там больше времени, — это абсолютно лишнее", — считает эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин.
По его словам, 2018 год ничего не привнес в цифровизацию города: все полезные решения для транспорта были сделаны еще до запуска программы "Умный Санкт–Петербург".
"Существует система обмена через открытый API данными спутникового мониторинга, которая хоть и не без глюков, но в целом корректно работает уже 4 года. Это отличное достижение, во многих других городах России это недоступно пассажирам до сих пор", — отметил Владимир Валдин.
Правда, и тут все не идеально. С помощью приложения "Яндекс" можно отследить лишь муниципальный транспорт. Коммерческие перевозчики пока только работают над интеграцией в единую систему.
"Назвать точные сроки появления информации в приложении "Яндекс.Транспорт" не можем, но работа в данном направлении ведется", — рассказали в Петербургской транспортной компании.
Все лучшее — впереди
Большинство опрошенных "ДП" компаний в сфере энергетики, сотовой связи и систем безопасности на вопрос об итогах цифровизации города за прошедший год отвечали уклончиво, предпочитая говорить не о результатах работы, а о планах на будущее. О завершенных и показавших эффективность проектах речи почти не шло. Отчасти оно и понятно — деньги на городскую программу, несмотря на то что запустилась она в апреле прошлого года, правительство все еще не выделяет.
Так, в 2018 году комитет по информатизации получил от города 13,5 млрд рублей. Из них 2 млрд ушло на программу "Безопасный город". Программа "Умный город" среди статей расходов не значится. На будущий год бюджет комитета увеличен до 14,9 млрд рублей. Из них почти 3 млрд пойдет на "Безопасный город".
"Программа "Умный Петербург" еще до конца не сформирована, соответственно, и бюджет на ее реализацию не утвержден. Надеемся, это произойдет в 2019 году, — поделился с "ДП" руководитель международного научного подразделения "Умный город Санкт–Петербург" Сергей Митягин. — Бюджетные обязательства выделяются небыстро, и минимальная задержка составляет год. Для проектов, требующих оперативного решения, это может стать препятствием".
Шаг за шагом
Проект "Безопасный город" — формально отдельная программа, но это только на бумаге, идейно это все равно часть интеллектуальной цифровой системы, которую строят в Петербурге. И вот здесь определенный прогресс есть. На сегодняшний день в городе действует сеть из 28 тыс. видеокамер. К началу 2019 года их число планируется увеличить до 30 тыс.
В заслугу "Безопасному городу" ставят снижение количества преступлений в этом году на 1,5% в общественных местах и почти на 4% — на улицах. Об этом осенью отчитывался вице–губернатор Александр Говорунов.
Но сами по себе камеры не так ценны для Большого брата, как интеллектуальные системы, которые будут анализировать изображение. До конца этого года к системе распознавания лиц подключат 150 камер. Их точное местонахождение не сообщается, однако еще в 2013–2014 годах в СМИ появлялась информация об интеграции в систему некоторых камер метрополитена.
В Москве такие разработки, установленные в метро, всего за месяц помогли задержать четыре десятка преступников. А одного заядлого хулигана система уже 5 раз остановила на входе на стадион, даже если он маскировался очками, кепкой или капюшоном.
Есть и другие примеры отдельных систем, которые уже запущены и работают. Это, например, портал "Госуслуги" — пусть даже создан он был почти 10 лет назад.
Все сферы общественной жизни платформа не охватывает, но к врачу записаться, например, можно. Более свежий пример — портал "Наш Санкт–Петербург", где пользователи могут направить обращение в ведомство (главным образом в связи с благоустройством). Идея хороша, но уже при подаче сервис отклоняет часть заявлений, да и на поданные обращения нередко направляют отписки.
По выражению заместителя генерального директора First Line Software Вадима Юсупова, пока что "Умный Петербург" выглядит скорее как "зоопарк решений". Так специалисты IT–рынка называют явление, когда ведомства создают информационные системы под себя, не задумываясь об их интеграции друг с другом и с общей цифровой платформой. А значит, большая часть интеллектуальной работы в Петербурге еще впереди.
“
Мы провели большой опрос среди российских интеграторов и девелоперов. Специалисты не верят в государственный интерес к интернету вещей. Основная масса разработчиков видят спрос в первую очередь со стороны частного заказчика. Проще говоря, верят не в умный город, а в умный дом. Потому что человек будет реально задумываться об эффективности и экономии. А государству интересны лишь карманные интеграторы, которые помогут освоить средства.
Юрий Брюквин
генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком"