Представить себе жилой дом без доступа в интернет сегодня практически невозможно. Однако при подключении домов к сетям часто возникает вопрос обеспечения свободного доступа операторов к потребителям. О том, есть ли такая проблема и как создать возможность для добросовестной конкуренции, представители комитета по информатизации и связи, ФАС, телекоммуникационных компаний, застройщиков и управляющих компаний говорили на круглом столе «Цифровая экономика — доступность и качество услуг широкополосного доступа в интернет для населения».
О том, что проблема доступа операторов связи в новые дома есть, знают даже независимые участники рынка, которые напрямую не оказывают услуг населению. Об этом рассказывает директор СПб ГУП «АТС Смольного» Феликс Касаткин. По его словам, обеспечение свободного доступа к связи и интернету является определяющим для формирования цифровой экономики. Иначе все это будет фикцией. А для того чтобы независимо анализировать обеспеченность каждого домохозяйства услугами связи, контролировать их доступность, набор услуг и наличие конкуренции в их предоставлении, комитет по информатизации и связи планирует создать специально предназначенную для этих целей информационную систему, которой смогут пользоваться все заинтересованные участники процесса — граждане, операторы связи, контролирующие инстанции.
Жалобы на отсутствие альтернативного доступа в интернет находятся на третьем месте по количеству обращений в антимонопольную службу после sms–рекламы и цен на бензин, рассказал руководитель Санкт–Петербургского УФАС Вадим Владимиров. Больше всего люди жалуются на sms–спам, а вот по поводу доступа в интернет было 50–60 жалоб за год.
О том, что ситуация, когда в новом построенном доме оказывается всего один оператор связи, знают и строители, но утверждают, что никакой теории заговора тут нет. Так, по словам президента ХК «Созвездие Водолея» Владимира Хильченко, когда строится дом, то никто не объявляет конкурса на оказание услуг связи — обычно к застройщику приходит представитель компании и предлагает свои услуги. Вообще же оператор связи начинает действовать после того, как дом достроен, а значит, заниматься этим должна управляющая компания.
Впрочем управляющие компании тоже иногда оказываются в роли пострадавших. Как рассказал управляющий партнер УК «Зенит» Илья Андреев, был случай, когда застройщик привлек оператора связи и назначил определенные условия ее предоставления, но в процессе подключения абонентов выяснилось, что тарифы были раскрыты не полностью и платежи оказались слишком большими. Но по техническим причинам привлечь другого оператора было сложно, так как он не мог получить доступ к сетям. И эта история длилась год.
По словам руководителя обслуживания компании «Обит» Михаила Телегина, жилищный кодекс позволяет привлечь оператора в дом по желанию жильцов, если провести голосование с участием 50–75% собственников, но в первые годы это нереально. Проблемы возникают у операторов не только с управляющими компаниями, но и с монополистами, в первую очередь с подключением к сетям электроэнергии.
Исполнительный директор Объединения альтернативных операторов связи Алексей Леонтьев отметил, что добиться попадания в дом можно и не собирая голосов, а через суд с управляющей компанией. В таком случае, если жильцы высказывают желание, чтобы в доме присутствовал какой–то альтернативный оператор, управляющая компания проигрывает.
«Суд — это не тот путь, которым должен идти каждый оператор», — считает Александр Фрейдкин, «Эр–Телеком». По его словам, сложившаяся ситуация является следствием конкуренции, возникшей во время роста рынка. Сейчас, конечно, каждый оператор по–прежнему хочет попасть в тот дом, где его нет. А если он инвестирует в инфраструктуру, то хочет вернуть свои затраты.
Генеральный директор компании «Комфортел» Дмитрий Петров, в свою очередь, считает, что проблема разворачивается в двух плоскостях. С одной стороны, есть проблема конфликта интересов. Если застройщик может снять с себя ряд проблем, сэкономив на этом средства, то он будет это делать. Оператор связи, в свою очередь, стремится вернуть свои вложения, а для этого проще всего ограничить доступ конкурентов к сетям. Вторая плоскость — это проблема доступа непосредственно к телефонной канализации, причем отсутствуют даже инструменты опротестования отказов в выдаче технических условий к подключению. При этом он отметил, что в домах, где работает управляющая компания, стоимость входа в дом, как правило, выше, чем в домах, где есть ТСЖ, которое стремится расширить спектр услуг связи для жильцов. Поэтому там и там есть выбор из 4–5 операторов.
Вадим Владимиров напомнил, что год назад был утвержден национальный план развития конкуренции, согласно которому к 2024 году на каждом рынке должно быть как минимум три оператора, из них как минимум один — частный. Но в то же время встает вопрос: а если будет три оператора, то есть требования закона будут соблюдены, а потребитель захочет, чтобы услуги связи предоставлял четвертый, а за ним появится и пятый... Есть ли какой–то предел, за которым может последовать отказ оператору?
Участники рынка считают, что все должно регулироваться исключительно рынком. По словам Дмитрия Петрова, УК или ТСЖ должны заранее публиковать технические и коммерческие условия доступа в дом. И если оператору они представляются выполнимыми и выгодными, то количество игроков может быть каким угодно.
Открытость, публичность, понятность правил игры решит проблему — считают все участники рынка. Особенно важна конкуренция в условиях, когда услуги связи перестали дешеветь и начали дорожать. И только конкуренция способна обеспечить приемлемый уровень цен для абонентов.