От малого к частному. Несколько честных способов заработать для камерных музеев

Автор фото: Валентин Беликов
На уличном термометре минус, и это однозначно плюс. В частности, для музеев. Замерзшие гуляющие охотно мигрируют в отапливаемые залы с артефактами, но увы — чаще внимание уделяется и без того популярным местам. Камерные же экспозиции, самые экономически уязвимые, как правило, остаются "неохваченными" вне зависимости от сезона. Так называемые малые петербургские музеи выживают с трудом, кто как может.

Методы выживания

В последние осенние выходные в Русский музей пускали бесплатно. На экспозицию "Неожиданный Малевич" проходили свободно — без билетов, регистрации и любых других формальностей. Все это в рамках "Культурного марафона", который объединил музеи Петербурга, Москвы, Тулы и Калининграда.
"Культурный марафон" — логичное продолжение "Культурного выходного", в котором не раз участвовал Русский музей: здесь регулярно проходили бесплатные выставки. После подобных акций посещаемость музея в течение месяца увеличивалась на 27–30%", — говорят в благотворительном фонде "Система". И подчеркивают, что цель их как организаторов — сделать культурное наследие доступным для горожан.
В течение года широко распахивают двери и менее известные петербургские музеи. И насыщают культурный ландшафт, показывая его во всем многообразии. Так называемые малые музеи с ограниченными бюджетами и немногочисленными сотрудниками не слишком узнаваемы и очень уязвимы. Они пытаются выжить самыми разными способами: от проведения детских дней рождения до консолидации с коллегами. В последнем преуспел Форум малых музеев. Он проводится в Петербурге уже 8 лет и объединяет 35–40 культурных организаций города.
"Каждый раз просим музеи организовывать тематические мероприятия в рамках форума. В прошлом году единой для всех музеев темой стало столетие революции. В этом — юбилей комсомольской организации, год добровольца и единства народов России. Конечно, настаиваем на днях открытых дверей. Общий характер фестиваля — некоммерческий", — рассказывает Наталия Герасимова, одна из организаторов Форума малых музеев.
Но сотрудники Музея С. М. Кирова признаются, что даже временное объединение не дает необходимых результатов. "Участие в форуме позволяет привлечь большое количество посетителей на конкретное мероприятие. Но не изменить что–то глобально. Недостаток посетителей заметен", — говорит Татьяна Сухарникова, заведующая музеем.

Институции в коммерции

Только за счет посетителей малым музеям выживать трудно. Отсюда — поиск коммерческих решений. Так, Музей городского электрического транспорта давно стал базой петербургских фотографов: "У нас снимают молодоженов, проводят съемки для медиапроектов", — говорят в музее. Стоимость фотосессии — 2580 рублей в час.
А в Центральном музее почвоведения стали устраивать детские дни рождения. "Считаемся научной организацией, как музей почти не финансируемся. А нужно выживать. Сначала был бум: записывались на дни рождения за год вперед. После 2014–го по экономическим причинам начался спад интереса. Сейчас ситуация выправляется, и организованный детский праздник на стрелке Васильевского острова за 10 тыс. рублей уже не кажется родителям дорогим удовольствием", — говорит директор музея Елена Сухачева. Она подчеркивает, что дни рождения не влияют на количество регулярных экскурсий, они проводятся только вечером или в выходные дни.
Но вместо аниматоров здесь — экскурсоводы, а игры — исключительно познавательные: музей остается музеем.
"В том, что культурные институции "уходят в коммерцию", ничего страшного нет. В музее должен быть как научный работник, так и менеджер. Главное — не впадать в крайности: сдавая площадку под мероприятие, нужно выработать определенные требования, которые будут способствовать и просветительству, и организации культурного досуга", — считает Светлана Зюкина, гендиректор Агентства музейных коммуникаций.
Проблема с финансированием — не единственная. Для привлечения аудитории не хватает медийности. "Пытаемся выйти на СМИ, но не все получается, — признается Елена Сухачева, директор Центрального музея почвоведения. — Например, летом запустили экскурсию о футболе: ЧМ–2018, куча болельщиков. Дали рекламу на радио, но на выставку по ней не пришел ни один человек. Сейчас так много рекламы, что просто не пробиться".

Афишей и экспонатом

Проблемы с рекламой существуют даже у "частников", для которых продвижение — закономерная и не последняя строчка в бюджете. "Есть ограничения для наружной рекламы — разрешенный размер вывески, проблемы с размещением указателей. Все это затрудняет привлечение людей, прогуливающихся по городу. Большая часть посетителей узнали о нас из интернета или пришли по рекомендации друзей. "Сарафанное радио" в России работает все так же хорошо", — делится Роман Гентцельт, сооснователь и гендиректор Музея теней.
Привлекать посетителей частный культурный бизнес–проект планирует не словом и афишей, а делом и экспонатом: по словам гендиректора Музея теней, о направлении Shadow Art (искусство теней) раньше практически никто из посетителей не слышал. "Гости удивляются, что из обычных предметов получаются тени известных людей или другие узнаваемые образы", — говорит Роман Гентцельт.
"Посетителя можно завлечь одним — интересной информацией, — вторят в малом Музее сберегательного дела, который находится в башне на Думской улице. — В рамках финансовой темы стараемся находить новые сюжеты, искать забытых героев. Первоначальный интерес вызывает наше местонахождение — башня бывшей Городской думы. Но приятно, что посетители, которые пришли "подняться на башню", выходят из музея со словами благодарности именно за исторический рассказ".
Что касается взаимоотношений малых и "бизнес–музеев" в целом, то, по словам экспертов, оба "фронта" сохраняют паритет и нейтралитет: "Соперничества нет, ведь малые музеи имеют корни, традиции. Они образовались не как бизнес–проекты, у них есть "хранители" — беззаветно любящие свое дело специалисты", — уверена Светлана Зюкина, гендиректор Агентства музейных коммуникаций.
Сложнее камерным культурным пространствам "тягаться" с гигантами музейного дела. "Как–то коллеги из Академии наук предложили людям в очереди у Кунсткамеры нарушить планы и пойти вначале в наш Музей почвоведения по соседству, а потом вернуться обратно. Никто не согласился: отцы семейства ссылались на то, что "жена сказала свести детей именно в Кунсткамеру". Все в нашем городе работает на крупные музеи и раскрученные бренды", — сетует Елена Сухачева.
"Жить малым музеям все же следует в основном за счет господдержки, а не количества посетителей", — считает Светлана Зюкина из Агентства музейных коммуникаций. Пример такого симбиоза — Музей–институт семьи Рерихов, который в последние 2 года "выживать" перестал: при помощи государства ремонтирует фасады, первый этаж для размещения постоянной экспозиции. За год посещаемость там выросла на 20%.
"Именно в работе малых музеев видим, насколько условно деление на науку и образование. Это выдумки для упрощения бюджетных взаимоотношений — по какой линии кого финансировать. Все ведь объединяется словом "культура". Можно переписать историю и учебную программу, создать новые теории и концепции, но предмет с его судьбой, зримыми и незримыми культурными накоплениями — не обманет. И малые музеи позволяют сохранить эту истину", — уверен Алексей Бондаренко, директор Музея–института семьи Рерихов.