Фото: ТАСС

Дилеры забирают свою долю. Продажи подержанных машин в автосалонах могут вырасти до 40%

Дилеры уверены, что скоро через их салоны будет продаваться до 40% всех автомобилей с пробегом.

Маржинальность автодилеров при продаже нового автомобиля составляет от –5 до 5%, в то время как при работе с подержанной машиной показатель куда выше — от 9 до 13%, рассказывают участники рынка. Направление автомобилей с пробегом после кризисных 2014–2015 годов становится для дилеров едва ли не единственным способом по–настоящему заработать, и уже с 2019 года этот сегмент, по прогнозам, должен показать бурный рост.

Генеральный директор агентства "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин: "Авторынок наполнили мертвые души"

Генеральный директор агентства "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин: "Авторынок наполнили мертвые души"

1420
Виктория Бабаева

Машина из зачета

Сегодня вторичный рынок примерно в 4 раза больше, чем рынок новых автомобилей, — 4,5 млн против 1,28 млн машин (данные агентства "Автостат" и Ассоциации европейского бизнеса). Но доля продаваемых через дилеров машин с пробегом составляет всего 13%. Такую цифру приводит ассоциация "Российские автомобильные дилеры" (РОАД). Как рассказывает президент РОАД Олег Мосеев, сегодня тенденция такова, что данный показатель растет минимум на 1 п. п. в год.

Эксперты уверены, что рост доли дилеров на вторичном рынке был лишь вопросом времени. Многие покупатели не хотят погружаться в технические особенности автомобиля, а также изучать юридические тонкости, что всегда необходимо при выборе автомобиля с пробегом. В результате посредниками, выполняющими функции по проверке машины, стали дилеры. Но разница в данном случае в том, что платит за все эти услуги в большей степени тот, кто продает машину дилеру, а не покупатель.

Трейд–ин сегодня является основным источником пополнения склада для дилеров. Например, в ГК "Аларм–Моторс" 75% автомобилей с пробегом поступают по данной схеме, рассказывает гендиректор ГК "Аларм–Моторс" Роман Слуцкий. Оставшиеся 25% приходятся на выкуп у физических и юридических лиц и с комиссионных площадок.

"Если говорить о продаже автомобилей с пробегом, базирующейся на трейд–ин, это зависит от программ поддержки со стороны производителей. Есть программа — поток растет. Пока что мы работаем только по такой модели", — рассказал исполнительный директор компании "Город русских машин" Ярослав Белоусов. Однако уже в следующем году компания планирует дополнить программу активным выкупом автомобилей с рынка.

НДС платят дважды

Дешевле и экологичнее. Почему так мало транспорта на газе

Дешевле и экологичнее. Почему так мало транспорта на газе

11433
Виктория Бабаева

На развитых рынках доля продаж подержанных авто через дилеров достигает около 40%. Как отмечает глава Fresh Auto и вице–президент РОАД Денис Мигаль, основными препятствиями к выходу рынка на новый уровень являются двойная уплата НДС при перепродаже авто между юрлицами, а также скрутка пробега.

Отмена двойного налогообложения, которая ожидается в следующем году, должна дать ощутимый толчок рынку. "Если законодательство будет исправлено, то автодилеры смогут продавать десятки тысяч машин на аукционах, что будет серьезным стимулом развития рынка подержанных авто", — считает Денис Долматов, генеральный директор CarPrice (онлайн–аукцион по продаже автомобилей).

Вопрос скрутки пробега также ждет решения на высшем уровне. Как и за рубежом, дилеры предлагают вводить уголовную ответственность в отношении тех участников рынка, для кого это является бизнесом, а в дальнейшем привлекать к ответственности автовладельцев, самостоятельно скручивающих пробег. Такие меры, по мнению бизнеса, должны оздоровить рынок. Но пока данный вопрос находится на стадии обсуждения.

На что равняться

Впрочем, несмотря на все сложности в последние несколько лет, вторичный рынок стал более цивилизованным. По словам гендиректора ГК "Петровский Автоцентр"Антона Солдунова, во многом этому способствует развитие интернет–сервисов по подбору и проверке автомобилей с пробегом. Сегодня автомобилисты используют Avito, Avto.ru, "Из рук в руки", Drom.ru и другие онлайн–площадки.

"Если покупателя волнует выбор, а продавца — справедливая цена, сетевые ресурсы — единственный способ покупки автомобиля с пробегом. Увеличение прозрачности рынка и упрощение поиска и покупки позволяют системам оставаться популярными", — считает гендиректор "Яндекс.Вертикали" (сервисы Auto.ru и "Яндекс.Недвижимость") Антон Забанных.

Некоторые ресурсы позволяют проверить машину по VIN–номеру, узнать историю продажи, посмотреть фотографии из прошлого. Используют эти площадки и дилеры, но, как отмечает аналитик "Автостата" Азат Тимерханов, для наращивания доли на вторичном рынке дилерам нужна большая интеграция с онлайн–сервисами.

В следующем году на продажи авто с пробегом повлияют рост цен на новые машины, а также дефицит предложения (результат провала продаж в 2015 году). Но так или иначе присутствие официальных игроков в данном направлении будет только расти.

На рынке машин с пробегом остается много вопросов. Не всегда очевидно, где купить автомобили на продажу, как их правильно проверить, как избежать рисков. Для пробега нужен опыт, более профессиональный подход и большие инвестиции. Кроме того, в сфере продаж автомобилей с пробегом практически отсутствует поддержка — как со стороны государства, так и со стороны профессионального сообщества. Также на сегодняшний день не налажено партнерское взаимодействие между участниками рынка. Но мы видим, что в последнее время ситуация постепенно меняется в лучшую сторону.
Денис Мигаль
Денис Мигаль
гендиректор и владелец "Фреш Авто"
Дилеры активно взялись за вторичный рынок, и их объемы растут в геометрической прогрессии. Дилеры уже не брезгуют перепродажей ржавых «жигулей» за 50 тыс. рублей. Рано или поздно они будут занимать львиную долю сделок. В этом вопросе помогают и всевозможные базы данных автомобилей, которые становятся доступными простым гражданам, а значит, проверить информацию по любой машине будет делом 5 минут. Скрыть что–то или манипулировать ценой частникам уже не удастся. В целом все идет к тому, что вторичный рынок поделится на две неравные доли. Основная масса сделок уйдет под официальных или неофициальных дилеров, а небольшая часть по–прежнему будет оставаться в серой зоне, рискованной, но все равно в силу обстоятельств востребованной.
Илья Огородников
Илья Огородников
автоэксперт
Виктория Бабаева Все статьи автора
5 декабря 2018, 09:06 10351
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама